Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии Льва Кацина

Если не привлекать слова мудрецов…

— Если не привлекать мидраши, а читать текст as is, то Корах требовал не привилегий для себя, а всеобщего равенства, и, по-моему, этот вариант гораздо интересней, чем «вешать на него всех собак». Ни один нормальный человек не сочтет себя злобным завистником и демагогом, т. е. не сможет «примерить Кораха на себя», а следовательно, скорректировать свои взгляды или поведение. А вот идея демократического равенства близка многим — и мне далеко не в последнюю очередь. Я не буду оспаривать решения Вс-вышнего (себе дороже!), но Вам не кажется, что очень многие принимают иерархию служения в Храме достаточным основанием для установления иерархии ценности мнений? Кстати, если опираться только на то, что написано в Торе, подобные рассуждения о Корахе — не что иное, как клевета — лашон hара. Вы так не считаете?

Рут, Израиль

«Если не привлекать мидраши»

— Уважаемая Рут!

Вы задали замечательный вопрос о том, можно ли интерпретировать текст Торы, «не привлекая мидраши, а читать текст as is». Дело в том, что тогда каждый сможет вкладывать в текст Торы тот смысл, который ему вздумается. Тогда не будет ни Торы, ни еврейских ценностей, а у каждого человека будет свой Б-г, идол, своя правда… Естественным следствием явится относительность морали и исчезновение монотеизма как идеи единого Б-га, перед законом которого все равны. В этом смысле понимание ценности слов мудрецов Торы, выраженных в Мишне, Талмуде, мидрашах, классических комментариях, чрезвычайно важно для еврея. Непонимание этой центральной идеи оборачивалось трагедией для нашего народа. Достаточно упомянуть христианство, караимов, сабатианство… Что касается Вашего вопроса о Корахе, то мне кажется, что величие Торы проявляется в том, что этот рассказ не упрощается в ее тексте. Действительно Корах прикрывался призывами к всеобщему равенству, точно так же, как это делали большевики и другие грабители, ставившие целью привлечь сторонников лишь для того, чтобы добиться своих корыстных целей. Однако цели эти совсем не очевидны как в тексте Торы, так и в жизни. Потому тот факт, что мидраши учат нас вскрывать подспудное, понимать скрытые, не очевидные намерения — большое искусство жизни.

То, что Корах обвинял Моисея — «самого скромного человека на земле» в гордыне, захвате власти, является важным уроком. Когда человек судит других, он судит себя! Он в действительности проецирует себя на этих людей, и, осуждая их, он осуждает себя. Если хотите узнать человека, послушайте, что он говорит о других. То, что он гневно осуждает, зачастую присутствует в нем самом, то, что он прославляет, также является частью его. Равенство и всеобщая святость — не уравниловка, у каждого человека своя уникальная миссия в жизни, у каждого колена были свои уникальные задачи. Иерархия храмовой службы, да и всего еврейского народа, отражала эту идею. Кстати, важно упомянуть, что как бы ни были важны передаваемые по наследству привилегии и обязанности (коганим, левиты, царство), Кетер Шем Тов, корона доброго имени, которую заслуживает человек собственными усилиями, ВЫШЕ всего!

И последнее: некоторые комментаторы утверждают, что ошибка Кораха заключалась в том, что он не пришел к Моисею выразить свое мнение, задать вопрос, а поднял бунт. Но сам факт того, что у него был вопрос и свое мнение, не ставится ему в упрек, а наоборот, проблема в том, что свое мнение он не выразил и не инициировал обсуждение.

Если бы Корах действительно стремился познать истину, то он инициировал бы откровенный и честный спор с Моисеем, который мог бы превратиться в спор во имя Небес, подобный спору Шамая и Гилеля.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?