Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Оказывать уважение каждому

Одна из отличительных черт человека, достигшего высокой духовной ступени, — то, что он уважает других людей. Об этом пишет Авот (4:1): «Кто уважаем? Тот, кто сам уважает людей». И, кроме того, в этом выражается отличие человека достойного.

И говорит об этом мидраш: «Когда пришли ангелы к Аврааму, он увидел, что они ведут себя достойно. Из чего же он это увидел? Из того, что они уважительно относились друг к другу» (Берешит раба 48:15).

И сказано в Талмуде: Тот, кто знает о своем товарище, что тот превосходит его хотя бы в чем-то одном, и даже если ничему у него не выучился, — обязан оказывать ему почтение (Псахим 113б).

Оказывать уважение каждому соответственно его духовной ступени

Мы должны оказывать почет и уважение каждому соответственно его духовной ступени и не приравнивать малого (стоящего на более низкой ступени) к большому, ибо тем задевается честь большого.

Вот что произошло однажды с рабаном Шимоном бен Гамлиэлем, который был тогда наси (главой народа), раби Натаном — главой бейт-дина (суда Торы) и раби Меиром — главой ешивы. Когда рабан Шимон бен Гамлиэль вошел в бейт-мидраш (дом учения), все встали перед ним, и когда вошли двое остальных, все встали точно так же. И тогда он сказал, что было бы разумным установить какое-то различие в знаках уважения, оказываемого наси и другим мудрецам Торы. Он постановил, что, когда входит наси, все присутствующие должны встать и могут садиться только с его разрешения; когда входит глава бейт-дина, должны встать по одному ряду людей с обеих сторон от него; когда же входит просто мудрец Торы, то встают только те, кто находится ближе четырех амот (шагов) от него. И так же постановил Шульхан арух (Йоре дэа 244:15). Сегодня у нас нет ни наси, ни главы бейт-дина, как тогда, и каждый глава ешивы и глава сегодняшнего бейт-дина в своем городе имеет статус обычного мудреца Торы (Шах 242). Однако Арух ашульхан (Йоре дэа 242:29) отмечает, что согласно общепринятой практике, когда каждый город выбирает себе авторитетного рава для решения алахических вопросов и суда, он считается как бы личным равом и учителем для всех евреев этого города и окрестностей в отношении знаков уважения и почитания, и надлежит вставать перед ним и стоять, пока он не сядет. Следует, однако, выяснить, таков ли обычай.

Вызывает некоторое удивление то, что говорит Шах (Йоре дэа 244:11): в наши дни не в обычае вставать перед простым знатоком Торы, а только перед главой бейт-дина или главой ешивы. Причина, видимо, состоит в том, что алахические авторитеты не хотели вводить различий между знатоками Торы, и только глава бейт-дина и глава ешивы получили статус мудреца Торы, обязывающий других вставать перед ними. В заключение Шах отмечает, что этот вопрос требует дальнейшего обсуждения и выяснения.

Почитание мудрецов Торы

Почитание мудрецов Торы — чрезвычайно важная обязанность каждого еврея. Талмуд рассказывает (Хагига 22б), как из-за одного неосторожного высказывания раби Йеошуа о мудрецах школы Шамая почернели его зубы (в результате постов, которые он принял на себя в искупление этого греха). Насколько строг Всевышний во всем, что касается чести и достоинства мудрецов Торы, можно судить и по истории смерти учеников раби Акивы (Йевамот 66б), не оказывавших должного почтения друг другу…

Почитание людей, известных своими добрыми делами, и богатых людей

Сказал царь Шломо: «Стремящийся свершать справедливость и милосердие обретет жизнь, справедливость и почет» (Мишлей 21:21). И объясняет Раши (Йевамот 109б), что обретает он почет также и в этом мире. И еще сказали наши мудрецы, что Раби почитал богатых за то, что они помогают нуждающимся (Эйрувин 86а). И мы обязаны почитать всех, кто известен своими добрыми делами, всех стремящихся к справедливости и помогающих людям, даже если они и не богаты (Кидушин 33б).

Почитание царей

По законам дерех эрец следует оказывать почести также и царям народов мира, как сказано в Торе: «И говорил Г-сподь Моше и Аарону, и давал им повеления (обращенные к) народу (относительно) Паро, царя Египетского…» (Шмот 6:13). Объясняет Раши, что повелел Всевышний говорить с Паро почтительно.

Не говорить перед старшим и мудрым

Сказали мудрецы наши, что мудрый отличается от прочих людей, в частности, тем, что он не говорит перед человеком, который превосходит его годами или мудростью. Обратное мы видим у глупца (Авот 5:7). Мидраш рассказывает воистину устрашающую историю, показывающую, насколько следует остерегаться в этом: «Почему Рахель умерла раньше своей старшей сестры? Потому, что она начала говорить (перед Яаковом) первой, опередив старшую сестру, как сказано: “И отвечали Рахель и Лея, и сказали ему…” (Берешит 31:14). И, несмотря на то, что Яаков позвал Рахель первой, как сказано: “И послал Яаков, и позвал Рахель и Лею…” (там же 4), это не оправдывало ее».

Указанный принцип, что младший не говорит в присутствии старшего, был настолько простым и очевидным в тех далеких поколениях, что Яаков подозревал в продаже Йосефа только Шимона и Леви, но не Иссахара и Звулуна, ибо, как пишет Раши в своем комментарии на стих Торы «Шимон и Леви, братья…» (Берешит 49:5), «младшие братья не могли говорить в присутствии старших».

Уважение к людям — также и в момент упрека

Сказано в Торе: «…увещевай ближнего своего (по поводу греха, который тот совершил), и не будет на тебе вины (что не пытался его исправить)» (Ваикра 19:17). И объясняют мудрецы наши в Сифре, что, даже если уже поучал его четыре раза и пять раз, обязан продолжать поучать снова и снова. Может быть, разрешается даже опозорить его при этом перед людьми? Говорит писание: «…и не будет на тебе (из-за него) вины» — нельзя этого делать. Речь идет здесь о прегрешении человека перед ближним, из-за которого запрещено позорить виновного перед людьми и следует беседовать с ним наедине. Об этом говорят Сефер ахинух (мицва 240) и Минхат хинух (там же), а также Орах мейшарим (Шульхан арух аль мидот 31). Там сказано, что поучающий не должен говорить сурово; напротив, он должен говорить осторожно и мягко, повторяя, что вся его забота — только о пользе собеседника. И даже говоря наедине, не следует унижать и стыдить упрекаемого, но, напротив, нужно беседовать с ним уважительно.

Есть еще одна важная причина, по которой следует говорить спокойно и выдержанно. Вся цель подобной беседы в том, чтобы упрекаемый принял слова поучения, как говорят: «Слова мудрого спокойствием и выдержкой путь в душу ближнего проложат». Ибо, если увещевающий будет говорить сурово и резко, то упрекаемый ответит ему упрямством и пустыми отговорками, и вся беседа окажется бесполезной.

Согласно мнению Рамбама, наш учитель Моше провинился у вод Меривы тем, что, обращаясь к сынам Израиля, он дал выход гневу в своих словах, сказав: «Слушайте, строптивые!» (Бемидбар 20:10). Рамбам писал в Шмона праким (конец главы 4), что поколение пустыни стояло на столь высокой духовной ступени, что даже самый малый из них был на уровне пророка Йехезкеля бен Бузи, и не подобает, говоря с пророками, выказывать гнев. И поскольку Всевышний не гневался на них, было в поведении Моше осквернение Имени Всевышнего: видя Моше в гневе, все решили, что и Всевышний гневается на евреев за то, что они просили воды, хотя в действительности этого не было.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?