Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Одна из основ дерех эрец, что все дела и поступки человека не должны причинять другим людям какой-либо обиды или огорчения, быть причиной зависти и конкуренции.

Поэтому следует очень остерегаться, чтобы не делать различия между людьми в уважении, которое мы им оказываем, предпочитая одного другому. И предупреждают наши мудрецы, что нельзя отличать одного из сыновей перед остальными, ибо случилось однажды, что «из-за двух сэла (сэла — мера веса) тонкой шерсти, из которой Яаков сделал разноцветную рубаху для Йосефа и тем отличил его от остальных братьев, те возревновали его, и в итоге всех событий сошли наши отцы в Египет» (Шабат 10б).

В связи с этим следует спросить: Почему, когда Яаков уже увидел ревность братьев, он не попытался каким-то образом ее погасить?

Дело в том, что в подобной ситуации, по-видимому, не остается места ни умиротворению, ни извинениям, ибо Яаков уже ясно показал всем свою особую любовь к Йосефу и то, что он считает его выше всех братьев, и этого уже нельзя было изменить.

Данное правило, составляющее важную основу дерех эрец, может быть выведено также из приведенной в мидраше истории с уменьшением луны (Хулин 60б). Написано в Торе: «И сделал Б-г два больших светила», а далее сказано «…и светило малое» (Берешит 1:16). Говорит мидраш: «Сказала луна Всевышнему: “Владыка Мира, разве могут два царя носить одну корону?” Ответил Он ей: “Иди и уменьши себя!” Сказала она: “Владыка Мира, из-за того, что я сказала перед Тобой правду, должна я теперь уменьшить себя?” Ответил Он ей: “Иди, и будешь царствовать и днем, и ночью (луну можно увидеть и днем тоже)!” Сказала она: “Какая польза от свечи днем?” Ответил Он ей: “Иди, и будут праведники называться твоим именем: Яаков младший (из братьев), Шмуэль младший, Давид младший”!»

Но луна не приняла этих утешений. Сказал Всевышний: «Пусть приносят искупительную жертву (козла, приносимого в новомесячье) в искупление того, что Я сделал (уменьшив луну)!» (Автор знаком с одним интересным комментарием, объясняющим необходимость искупления — ведь, казалось бы, не было у Всевышнего другого пути, кроме уменьшения луны. Но в действительности Он мог вместо этого увеличить солнце!)

Следует подчеркнуть, что данное правило — не выделять кого-то одного из сыновей, или учеников, или из других людей, — относится и к ситуации, когда выделяемый заслуживает этого, так как в любом случае следует опасаться ревности и зависти остальных.

В Талмуде мы находим одно особое постановление наших мудрецов, касающееся того случая, когда первосвященник не может исполнить свою службу, и его заменяет специально назначенный заместитель. Даже если это случилось всего один раз, то, после того как первосвященник вернется к своим обязанностям, заместитель больше уже не служит — ни в качестве первосвященника (хотя согласно первоначальному закону, до постановления, это продолжает быть его обязанностью в случае нужды), ни даже в качестве обычного коэна. Талмуд объясняет (Йома 12б), что причиной этого постановления было опасение, что даже единожды замененный первосвященник будет страдать от мысли, что еще один человек занимал такую же высочайшую ступень, что и он сам, и станет его ненавидеть. И наши мудрецы отдали предпочтение первосвященнику, поскольку тот опередил заместителя в исполнении своих обязанностей.

Столь тонкие соображения, лежавшие в основе постановления наших мудрецов, являются хорошим примером того, с какой серьезностью и ответственностью следует взвешивать все аргументы за и против, когда решаются вопросы, связанные с честью и достоинством человека. Другой иллюстрацией этого правила является поведение нашего учителя Моше, который в течение целых семи дней отказывался принять на себя миссию Всевышнего и идти в Египет, опасаясь, что это затронет честь Аарона — его старшего брата.

Так же поступил Моше и тогда, когда избрал старейшин от всех колен, чтобы избежать ревности и зависти между ними (Санхедрин 17а).

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?