Темы: Талмуд, Дерех Эрец, Рав Лейб Нахман Злотник, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧто такое Дерех Эрец?
Дэрех-эрец — выражение мудрецов Мишны и Талмуда. Например, комментируя Пиркей Авот (2, 2) Раши, Рамбам, Рабейну Йона, Раби Овадья из Бартануры (Бертиноро) и некоторые другие объясняют, что дэрех-эрец — это ремесло, торговля и другие способы добывания пропитания. Но Меири, Яавец от имени автора Тифэрет Исраэль — рава Исраэля Лившица — объясняют дэрех-эрец как хорошие качества и мусар (этику). И в другом месте в Пиркей Авот (3, 17) под выражением дэрех-эрец понимаются, видимо, положительные качества человека. Хотя некоторые полагают, что и там речь идёт о ремесле. Интересно, что правилам нравственного поведения посвящены два трактата: Дэрех Эрец Раба и Дэрех Эрец Зута. В них говорится не о ремесле, а именно о том, как подобает себе вести. И в Талмуде дэрех-эрец означает правильное поведение (см. Брахот 22а, Шабат 114а, Хулин 84а). И в афоризме из Тана дэ-Вэй Элияу (1) «Дэрех-эрец предшествовала Торе» дэрех-эрец представляется более верным перевести как нравственное, адекватное поведение.
Позволю себе «примирить» разные значения выражения дэрех-эрец. В Талмуде (Брахот 35б) Раби Ишмаэль на основании стиха «И соберёшь ты хлеб свой» (Дварим 11:14) делает вывод, что человек должен вести себя согласно правилам дэрех-эрец. Имеется в виду, что мудрецы Торы имеют право посвящать часть своего времени заботам о пропитании. Основываясь на выводе Раби Ишмаэля, я бы предложил следующее объяснение выражения дэрех-эрец. Следует поступать так, как это считается в мире правильным, верным, адекватным, вести себя достойно. Нормальное поведение человека — зарабатывать самому себе пропитание и не надеяться на других людей или на чудо. Нормальным поведением является, когда слуга, выполнявший грязную работу, перед тем, как предстать перед господином, меняет одежду на чистую (Хулин 84а). И так объясняются все остальные случаи употребления этого выражения в Талмуде и в трактатах Дэрех Эрец Раба и Дэрех Эрец Зута. Думаю, что именно это хотел сказать Рабейну Йона в своём комментарии к Пиркей Авот — что каждый раз выражение дэрех-эрец следует понимать согласно тому, в каком контексте его используют. Но дэрех-эрец — это не мусар. Слово Мусар связано со словом лээсор — связать себя, запретить себе нечто, ограничить себя (и даже, если это доставит мучения — йисурим). То есть это работа над своими качествами, когда человек укрощает свои страсти, желания, влечения, направляя их в русло, соответствующее нормам морали. Это не просто правильное, адекватное поведение, но планомерная борьба с самим собой, строительство личности высокого уровня. И хотя для того, чтобы вести себя достойно, в соответствии с нормами общественного поведения, человек должен держать себя в определённых рамках, ограничивая свои природные влечения, всё же это больше внешнее поведение. А мусар в истинном его значении — это сущностное изменение личности, внутренняя качественная перестройка человека. То есть теоретически может быть дэрех-эрец без мусара, как, впрочем, и мусар без дэрех-эрец. Но стараться нужно, конечно, чтобы оба эти «направления» гармонично уживались в каждом из нас.
С уважением, Лейб-Нахман Злотник
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Вавилонский Талмуд
Хана Лернер
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Элияу Тавгер
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикинижии?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону