Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Духовность должна быть в сердце. Мудрый человек учится у других.

В Талмуде («Эрувин», 100б) приводится высказывание раби Йоханана: «Если бы Тора не была дана, мы бы учились скромности у кошки, запрету воровства у муравья, недопустимости запретных связей у голубя и достойному поведению у домашней птицы». Смысл его слов состоит в том, что Тору, в том или ином аспекте, можно учить из всего и у всех. Нужно только разглядеть ее. Мудрецы это умели. Общество меняется. В сознании людей Запада понятия «старик» и «мудрый человек» перестали быть синонимами, и сегодня уже не сопутствуют друг другу. Люди все еще интересуются тем, что происходит вокруг, но их внимание перераспределяется: от экспертов и специалистов в пользу людей из политики и индустрии развлечений, а также известных журналистов, вне зависимости от сферы их интересов и компетентности. Быть может, эти профессии так сильно перемешались между собой не случайно. В Древнем Риме гладиаторы, чемпионы и театральные актеры тоже определяли модные тренды, но они все же не оказывали столь сильного воздействия на принятие важных для общества решений. А сегодня людям важно знать, что думает об экономическом кризисе известный кинорежиссер, как выступил на политическом митинге журналист, какую песню спел политик и кто из артистов за него агитирует. Но самое ужасное, когда представители этих профессий начинают заниматься духовным воспитанием.

…Живет на свете один популярный музыкант. В своих интервью он «смело» говорит, что для многих хорошими учителями могут стать наркотики, ведь они помогают расширить сознание. Известность ему принесли не столько композиции собственного сочинения в стилях даб и рэгги (которые были весьма хороши в его исполнении, но грамотных исполнителей этого дела куда больше, чем попадающих в телевизор и подписывающих контракты с крупными фирмами грамзаписи), сколько имидж соблюдающего еврея, благодаря которому артист стал легко и безошибочно узнаваемым. Сегодня, когда от былого имиджа практически ничего не осталось (нет ни пейсов, ни бороды, ни даже кипы), рок-стар утверждает, что его иудаизм «стал более зрелым», что он не нуждается во всех этих «внешних проявлениях», что он «делает, что хочет», а что до еврейскости — то у него в песнях ее по-прежнему хоть отбавляй, и, в первую очередь, каббалистических мотивов и идей, и все это не что иное, как «собирание Б-жественных искр».

И что мы, как говорят в ешивах, из этого учим? Что звезде шоу-бизнеса ни в коем случае нельзя верить, особенно если этот человек — наркоман. А еще можно выучить, насколько плохо довольствоваться поверхностным, лишенным истинного содержания представлением о глубоких вещах, ведь это может закончиться ошибками, духовным падением и даже крахом.

Здесь я позволю себе короткое отступление и выскажусь по сути «алахических» тезисов артиста. Еврейский Закон, которого он якобы по-прежнему придерживается, действительно, не настаивает на бороде и пейсах (это обычаи определенных семей и общин), однако очень даже требует покрытой (неважно чем) головы. Ведь как ни крути, а в «Шулхан Арухе» («Орах Хаим» 2:6) написано, что нельзя проходить с непокрытой головой дистанцию в 4 локтя. Конечно, можно вспомнить, что есть мнение Мааршаля, согласно которому это не более чем «мидат хасидут» (качество благочестия, превышающее требование Закона), и Виленский Гаон тоже объясняет, что ходить с покрытой головой — это лишь обычай, а не постановление мудрецов. Но ведь существует наряду с ними и мнение Таза, который пишет, что это строгая заповедь Торы, которая выводится из стиха: «И по законам их [окружающих народов] не поступайте» («Ваикра», 18:3). И поскольку у народов принято снимать головной убор, садясь, то мы, наоборот, остаемся в нем, даже если сидим.

Важно упомянуть, что этот закон имеет еще одну серьезную причину, с которой никто из законоучителей не спорит: покрытие головы ведет к Б-гобоязненности, а когда на голове нет никакого головного убора — это уводит в другую сторону. Сегодня практически полностью утрачена традиционная еврейская одежда (за исключением талита с кистями цицит). То, что носят на себе соблюдающие евреи — это в лучшем случае нееврейская одежда, которая вышла у народов мира из моды. Поэтому кипа теперь — едва ли не основной еврейский символ и индикатор. А для нашего рок-стара это, к сожалению, не более чем гнетущий элемент заплесневелых формальностей. Пробыв в непосредственной близи от Традиции несколько лет, он так и не сделал ее своей жизнью, не нашел своего пути в Торе, не понял, что такое идишкайт. Жалко его. А еще больше жаль тех, кто воспринимает его всерьез.

Учиться можно у всех. Но априори нужно все-таки учиться у настоящих наставников, а не у всех подряд. Хотя иногда бывают случаи… Шимон — молодой, красивый, успешный религиозный человек. Как-то раз в Иерусалиме он заказал такси, причем поставил диспетчеру условие, чтобы подали «мерседес». Но подали не «мерседес», а «шкоду», и он демонстративно туда не сел, потому что заказывал машину другого класса. Поругавшись минуты две с водителем, он остановил другое такси — проезжавший мимо «мерседес».

За рулем сидел некий сабра средних лет, которому Шимон принялся с возмущением объяснять свой конфликт с таксистом, эмоционально рассказывая, что он любит ехать с комфортом, и раз уж он тут клиент и платит деньги, то имеет право на достойное обслуживание и точное выполнение своего заказа:

— Какой наглец! Это не мои проблемы, пусть диспетчеру претензии предъявляет. Ясно же сказал: «Мер-се-дес». Значит, должен быть «мерседес»! Разве я не прав?

Таксист грустно улыбнулся, а потом спросил:

— Скажи, ты духовный человек? Как сам считаешь?

— А что? Не понял, ты, вообще, о чем? Причем тут духовность?

— Слушай, адони. Тебя, наверное, удивляет, что я, простой таксист, сижу тут и рассказываю тебе о духовности, поэтому объясню. Я отсидел в тюрьме 16 лет — была драка, я защищался. Я озверел тогда, потерял контроль над собой. Когда пришел в себя, понял, что стою над трупом. Я нанес ему множество ударов ножом, хотя не было никакой необходимости его убивать. В тюрьме я многое узнал и понял, стал другим человеком. Я понимаю, что такое духовность. Я верю в Б-га, понимаешь? Я знаю, что Вс-вышний — мой партнер. И все, что есть хорошего в моей жизни — от него. Я часто беру пассажиров из района Меа Шеарим — там много людей духовных, это написано у них на лицах, это видно по тому, как они сидят и разговаривают. Брат, прости меня, но вот ты религиозный, носишь кипу, а ведешь себя несоответствующим образом. Если бы ты выглядел как светский, я бы вообще промолчал — твое поведение показалось бы мне нормальным. Короче, «мерседес» должен быть внутри, в сердце. Ты понял о чем я?

Это история о том, что кипе на голове тоже нужно соответствовать. Шимон получил урок. Обо всем этом сказано в Мишне («Авот» 4.1):«Бен Зома говорил: Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека, как сказано (“Теилим”, 119:99): “От всех учивших меня я умудрялся”. Кто герой? Тот, кто побеждает свою сущность, как сказано (“Мишлей”, 16:32): “Долготерпеливый лучше богатыря, а властвующий над собой [лучше], чем тот, кто берет город”. Кто богат? Тот, кто доволен своей участью, как сказано (“Теилим”, 128:2): “Когда ешь ты от плодов рук твоих, счастлив ты, и благо тебе”. Счастлив ты в этом мире, и благо тебе в грядущем мире. Кто почитаем? Тот, кто почитает людей, как сказано (“Шмуэль” I, гл. 2): “Почитающих Меня Я почту, а пренебрегающие Мною будут посрамлены”.»

Из журнала «Мир Торы»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?