Темы: Ашкеназы, Мезуза, Еврейский закон, Рав Яков Шуб, Сефарды
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Вопрос касается мезузы. Слышала, что положение мезузы на косяке различается у сефардских и ашкеназских евреев, однако это связано не с установлением традиции разными мудрецами, а с тем фактом, что в регионе проживания ашкеназских общин к мезузе местные жители христианской религии прибивали поперечную дощечку таким образом, что получался крест. В связи с этими событиями мезузу стали вешать под наклоном. Подскажите пожалуйста, эта теория правдива? А.
Уважаемая А.,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно обычай ашкеназим — прикреплять мезузу наклонно, а обычай сфарадим — прикреплять мезузу прямо, вертикально.
Вопрос о том, как прикреплять мезузу, обсуждается в Талмуде (Менахот 33а). Там сказано, что нельзя устанавливать мезузу «как гвоздь» — это неуважение по отношению к ней.
По мнению Раши это означает: нельзя поместить мезузу плашмя в отверстие в косяке двери или же просто прикрепить параллельно земле. Мезуза в определенной мере напоминает свиток Торы, который хранят в вертикальном положении, поэтому и ее необходимо прикреплять именно прямо, вертикально. Так же считают Рамбам и многие другие ришоним (мудрецы первых поколений).
Мнение Рабейну Тама противоположно: неуважительно прикреплять мезузу вертикально. По его мнению, мезузу нужно прикреплять плашмя, параллельно земле.
Шулхан Арух (289:6) устанавливает закон в соответствии с мнением Раши и Рамбама. Поэтому обычай сфарадим — устанавливать мезузу вертикально.
Однако Рамо (289:6) считает, что изначально необходимо учитывать и мнение Рабейну Тама, который, как было сказано выше, считает, что нельзя устанавливать мезузу вертикально. Поэтому Рамо предлагает прикреплять ее немного наклонно. Такое расположение не противоречит ни одному из мнений. Ведь по мнению Раши нельзя устанавливать мезузу плашмя параллельно земле, а по мнению Рабейну Тама нельзя устанавливать ее вертикально.
Именно таков обычай ашкензим: устанавливать мезузу наклонно, т.е. чтобы верхняя часть была немного наклонена в направлении дома. При этом угол наклона должен быть небольшим, не 45 градусов.
Интересно, что так прикреплять мезузу принято не только у ашкеназим, но и у марокканских евреев, предки которых жили в мусульманской стране. Что лишний раз доказывает несостоятельность упомянутой Вами теории.
Стоит отметить: основным считается мнение Раши, поэтому в случае необходимости, например, когда косяк двери узкий и невозможно прикрепить мезузу наклонно, ашкеназим также разрешено прикреплять ее вертикально, как принято у сфарадим (комментарий Виленского Гаона к Шулхан Аруху 289:14).
С уважением, Яков Шуб
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Устной Торы.
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Тэфах — это сколько?
Толдот Йешурун
Сегодня в иерусалимской больнице «Эйн-Карем» на 93-м году жизни скончался великий знаток Торы и лидер сефардского еврейства раввин Овадья Йосеф. Редакция Толдот.Ру скорбит со всем народом Израиля.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Рамбан и рабейну Йона вдохнули новую жизнь в старую сефардскую традицию. Связующим звеном между Францией и Испанией был Прованс. И Рамбан, и рабейну Йона учились у прованских мудрецов, которые находились как бы на стыке двух миров, двух подходов к Талмуду - мира сефардского и ашкеназского.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография выдающегося законоучителя, духовного лидера своего поколения
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Рав Александр Красильщиков
Несущественное отличие?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.