Темы: Тшува, Реувен Куклин, Интернет, Осквернение Имени Всевышнего
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! В последнее время в Интернете появилось немало сообществ (в частности, речь идет о Живом Журнале), участниками которых являются «русские» баалей-тшува. Они на самом деле вернулись к иудаизму, кошерно одеваются и соблюдают мицвот. При этом стиль их общения в Интернете при обсуждении любых вопросов — от всевозможных религиозных до обыденных — несколько… мягко говоря, нестандартен с точки зрения иудаизма и Алахи. Грубость, нетерпимость друг к другу, нападки, ссоры и т.д. Читать эти «дискуссии» порой просто невыносимо. Ответ прост: перестать в них участвовать? Но как же ответственность евреев друг за друга? И почему люди — внешне изменившие свою жизнь — внутренне ведут себя абсолютно антирелигиозно, как будто забывая о том, что они — верующие в Творца евреи? И не хилуль Ашем ли такое поведение?
А.
Уважаемый А.!
Я хорошо понимаю Вашу боль. Однако, поскольку мне неизвестен тот Живой Журнал, о котором Вы говорите, и его участники, мне трудно что-либо сказать о них конкретно. Тем не менее, поскольку тема, которую Вы затрагиваете, глобальна, постараюсь написать об этом несколько слов.
Прежде всего, хочу привести высказывание мудрецов из Пиркей Авот (2:5): «Не суди ближнего твоего, пока не окажешься в его положении». Невозможно верно оценить поведение другого человека, не зная, какой путь он проделал для того, чтобы стать тем, кто он сейчас, не зная, какие испытания он проходит, с чем ему приходится бороться для того, чтобы оставаться на том духовном уровне, на котором он находится. Возможно, что те люди, которые так некрасиво себя ведут, до того как приблизились к иудаизму, вели себя гораздо хуже, были гораздо более нетерпимыми, употребляли гораздо более вульгарные выражения. Каждого Всевышний оценивает в соответствии с тем путём, который он проделал.
Во-вторых, иудаизм предлагает еврею путь, на котором он сможет себя усовершенствовать. У человека есть возможность подняться от уровня низменного человека до «уровня ангела». Примером может служить путь, который проделал внук рабби Шимона бар Йохая, величайшего каббалиста, автора книги Зогар, который от уровня низменного человека поднялся на высочайший уровень своего святого деда, см. трактат Бава Мециа (84 б). Однако эта дорога непроста. Требуется очень много размышлений и усилий для того, чтобы внутренне измениться, стать другим человеком. Многие люди ошибочно полагают, что если они изменились внешне, отрастили бороду, пейсы, надели костюм и шляпу, то тем самым прошли максимально возможный для них путь в иудаизме. Однако они заблуждаются, всё это является лишь первым шагом, теперь перед ними больший путь работы над собой — ради того, чтобы изменить себя внутренне. Гораздо легче человеку изменить себя внешне.
Я могу допустить, что некоторые отдельные люди, даже религиозные, разрешают себе недопустимые выражения в интернете и конечно это нельзя делать. Эти нарушения могут быть как нарушениями законов Лашон а-ра, так и нарушениями других заповедей. Но нельзя судить по действиям некоторых людей о всех. Например я лично не имею дневника в Живом Журнале и стараюсь участвовать в работе сайта Толдот, потому что здесь на этом сайте «чистое пространство», то есть у нас нет некашерных текстов и нескромных фотографий, ссылок или рекламы на некошерные сайты, что к сожалению присуще большинству интернет сообществ.
Нам, к сожалению, видна только внешняя «часть» человека, поэтому, когда мы видим внешне религиозного человека, который ведёт себя неподобающим образом, мы задаёмся вопросом, как религиозный человек может так себя вести. Однако мы не думаем, что, возможно, этот человек далёк от религии и вся его связь с иудаизмом лишь внешняя.
О Вашем вопросе — об ответственности евреев друг за друга — скажу, что, прежде всего, еврей несёт ответственность за самого себя. Поэтому, если он чувствует, что опускается, пытаясь поднять другого, ему не следует этим заниматься.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Кипу держу в кармане.
Слушайте: Путь праведных
Журнал «Мир Торы»
Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Михаэль Солганик
Рав Ашер Кушнир
Редакция Толдот
Эта статья предназначена для всех, кто заботится о духовном здоровье своем и своих близких. Интернет может быть другом, но может стать и заклятым врагом. Как защититься от вирусов, спама и непристойностей? Вашему вниманию предлагается список советов.
Рав Ашер Кушнир
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
"Не произноси Имя Всевышнего, твоего Б-га, впустую, ибо не простит Всевышний того, кто произносит Имя Его впустую".
Рав Натан Агрес
Рав Бенцион Зильбер
Назореи давали обет безбрачия?
Рав Арье Гальчук
Рав Арье Гальчук отвечает на вопросы: какие виды жертв есть в иудаизме? В каких случаях приносили жертву благодарности? Почему с благодарственной жертвой приносилось так много хлебов? За что назир благодарил Всевышнего? А если назир нарушит обет?
Рав Бенцион Зильбер
Коэну легче быть назиром?
Рав Яков Шуб
Как вино связано с Будущим миром и внутренней сутью вещей?
Рав Бенцион Зильбер
Кто принимал на себя обет назорейства?
Рав Натан Агрес
Почему в современном иудаизме нет таких течений, как ессеи?
Рав Бенцион Зильбер
Письмо странное, но вдруг информация правдивая?
Рав Арье Гальчук
По чьему решению человек становится назиром? В чем «грех» назира? «Мало тебе того, что запретила Тора, ты выдумываешь для себя новые запреты?!» Зачем воздерживаться от того, что не запрещено всем остальным людям? Святой убегает от мира?