Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Цдака, Книги, Рав Александр Кац
Раби Матитьягу бар Шмуэль Страшунь (5578-5646 /1817-1885/ гг.) — один из руководителей общины г. Вильно (Вильнюса), комментатор Талмуда и библиограф.
Родился в Вильно в последний день праздника Суккот 5578 /1817/ года.
Сын и ученик выдающегося комментатора Талмуда р. Шмуэля Страшуня (Рашаша; см.). Учился также у р. Менаше из Элеи (см.), а затем в воложинской ешиве под руководством р. Ицхака Воложинера (р. Ицеле; см.).
Овладел несколькими иностранными языками; приобрел глубокие познания в философии, математике и естественных науках. Поддерживал тесные контакты с еврейскими «просветителями», обмениваясь с ними информацией в области науки и новейшей еврейской литературы.
Подобно своему отцу, он отказывался от всех предлагаемых ему раввинских «тронов» — он был очень состоятельным человеком и имел возможность, поселившись с семьей в Вильно, сосредоточиться на изучении Торы.
Его хидушим (аналитические заметки) к талмудическим трактатам Эйрувин и Бава батра были включены в новое издание Талмуда, осуществленное виленскими издателями братьями Ромм в 5646 /1886/ году, — с тех пор эти заметки печатаются в приложении к большинству изданий Талмуда.
Р. Матитьяу Страшунь отдавал много сил, времени и средств делам милосердия: он был парнасом (административным руководителем) виленской общины и возглавлял общинный фонд помощи неимущим, известный под названием «Цдака гдола» (Великая благотворительность); он же был ответственным за сбор средств на поддержку еврейских общин Земли Израиля. Р. Матитьяу возглавлял также и виленскую хевру кадишу (похоронное братство).
На протяжении всей жизни р. Матитьяу собирал еврейские книги и прославился как ведущий еврейский библиограф. Его коллекция включала около шести тысяч томов и была оснащена тщательно составленным каталогом — это было одно из самых крупных частных книжных собраний в мире.
Р. Матитьяу Страшунь умер в Вильно в 5646 /1885/ году.
В своем завещании он передал коллекцию книг виленской общине. Его собрание стало публичной библиотекой, а ее управляющий р. Ицхак Страшунь, сын р. Матитьяу, продолжал процесс собирания.
Перед второй мировой войной в библиотеке было представлено уже около сорока тысяч книг. В 5701 /1941/ году немцы оккупировали Вильно, и основная часть библиотечного фонда была уничтожена; некоторую часть книг оккупанты вывезли во Франкфурт на Майне — сегодня уцелевшие экземпляры из этого собрания рассеяны по библиотечным фондам США и Израиля.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.