Из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы», темы: Провидение, Польша, Катастрофа, Йехезкель Ляйтнер, Вторая мировая война, Литва
Какому странному зигзагу истории обязан Вильно своим превращением в центр спасшихся чудодейственным образом ешив Польши?
Рабби Ехезкель Левенштейн, знаменитый машгиах ешивы Мир, проанализировал исторические события, которые сделали возможным столь замечательное спасение.
— Б-жественное Провидение, — сказал он, — пожелало спасти Тору и ученых мужей от гибели. Вот почему еще двадцатью годами раньше Г-сподь одному Ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплел эпопею нашего спасения.
После того, как 9 октября 1920 года две дружественные страны — Литва и Польша — установили признанную обеими сторонами границу, польский генерал Люциан Зелиговский послужил причиной конфликта между двумя добрыми соседями, который продолжался двадцать лет. Безо всякого согласия своего правительства — о чем было потом официально заявлено — он вторгся со своей армией в Вильно, являвшийся тогда литовской столицей, дабы присоединить этот город к Польше и дать ему свое имя. Сия пиратская акция породила в Лиге Наций бурю, не утихавшую долгие годы. Польское правительство официально объявило действия своего генерала безответственными и мятежными.
Тем не менее три года спустя Вильно был включен в Польскую республику. В ответ Литва разорвала с Польшей дипломатические отношения, и этот разрыв длился два десятилетия, до тех пор пока Польша не пала в самом начале Второй мировой войны.
Странная история с Вильно, его аннексия, последующее включение в состав Польской республики, а затем возвращение обратно Литве — все это были первые звенья в цепи событий, сотворенных Провидением, дабы вырвать знатоков Торы и их учеников из водоворота смерти и разрушений, перенеся их в мир свободы и безопасности.
Лишь через двадцать лет были с трепетом осознаны один за другим события, которые вроде бы не имели ничего общего между собой. Эти события послужили теми необходимыми предпосылками, которые привели в конечном итоге к спасению ешив и постигавших Тору рабаним, являвшихся лидерами и гарантами будущего всего еврейства.
Со временем мудрецы Торы свели воедино необычные факты, посредством которых Провидение выстроило ковчег, имя которому Вильно. В 1938 году, всего за год до начала Второй мировой войны, Польша провела весьма странную мобилизацию призывников, чтобы выступить против крошечной Литвы. Поляки провозгласили единственный в своем роде лозунг: «Война для установления мирных отношений». Этот ультиматум ставил своей задачей достижение добрососедства взамен отсутствия каких-либо мирных контактов и состоял из следующих пунктов: установление дипломатических отношений, реконструкция железной дороги, соединяющей Ковно и Вильно, восстановление торговли, средств связи и шоссейных дорог.
Эти условия и вымостили тот путь, на котором нашли свое спасение в грядущем шторме защитники Торы.
Маленькая Литва подчинилась могущественной соседке и всего через шесть месяцев выполнила все ее требования. Дипломатические отношения были установлены, в Ковно открылось польское консульство, а между Ковно и Вильно было налажено железнодорожное и автомобильное сообщение.
Однако возможности, открывшиеся с присоединением Вильно к Литовской республике, грозили остаться нереализованными, поскольку у беженцев не было главного — паспорта. А приобрести паспорт в то время, как их родная Польша перестала существовать, казалось невозможным.
Когда в 1939 году Польшу стало представлять находящееся в лондонском изгнании правительство, консульство в Ковно превратилось в Польское представительство при Британском посольстве. Тогда же представитель Польши начал выдавать документы отчаявшимся польским беженцам, перебравшимся в Литву. Эти проездные документы назывались польскими паспортами и для всех, получающих визы, служили надежным средством спасти свою жизнь.
Столь необычное событие 1938 года достопочтенный рав из Бриска прокомментировал следующим образом:
— Теперь понятно почему так быстро построили железную дорогу и шоссе, — сказал он.
Для лагеря Торы «Вилеиское чудо» имело и многие другие далеко идущие последствия, которые обнаружились только после войны, когда были открыты немецкие архивы. Э. Дж. Херцман в Нес Ацала так характеризует пакт о ненападении, заключенный между гитлеровским рейхом и Советским Союзом накануне Второй мировой войны^. Этот потрясший мир договор Молотова-Риббентропа неожиданно объединил двух смертельных врагов, фашизм и коммунизм, и, обеспечив безопасность огромных восточных границ Германии, швырнул гитлеровские армии на Запад.
Самая поразительная особенность пакта заключалась в том, что те же темные силы, которые были направлены на порабощение наций, — заботливо охраняли законные права крохотной Литвы и ее столицы Вильно. Немецкие архивы позволили узнать, что воз вращение Вильно Литве, наряду с другими измене ниями границ в Восточной Европе, было оговорено е специальном приложении к пакту о ненападении.
Таким образом, позорный пакт Молотова-Риббен-тропа, послуживший толчком к разрушению мира и началом новой фазы маниакального преследования евреев, стал ключом к спасению души еврейского народа — ешив и их учеников.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы