Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Христианство, Философия, Споры, Испания, Рав Александр Кац, Вера
Раби Йосеф Альбо (5120-ок. 5204 /1360-ок.1444/ гг.) — выдающийся религиозный мыслитель.
В юности учился у Рана; основным его наставником в Торе был р. Хасдай Крескас. Изучал также философию, медицину и математику.
Был раввином в городах Дарока и Сория.
В 5173 /1413/ году он участвовал в диспуте с выкрестом Йеошуа Лорки. Диспут проходил в г. Тортосе, в присутствии главы католической церкви — римского папы Бенедикта XIII.
В тот период — как следствие увлечения нееврейской философией — наметилось резкое снижение духовного уровня испанских евреев: многие крестились не только по принуждению, но и добровольно, пытаясь полнее слиться с христианским населением страны.
Стремясь противостоять этому процессу и возвратить сердца евреев к Всевышнему, р. Йосеф Альбо написал Сефер Аикарим (Книгу основ), обращенную к интеллектуальному и философски настроенному читателю. В этой книге он разъясняет основные принципы еврейской веры и прослеживает ее корни.
В своих взглядах р. Альбо проявляет исключительную терпимость и широту. Знаменитые «Тринадцать принципы веры», сформулированные Рамбамом, он сводит к трем фундаментальным основам: вере в существование Б-га; вере в то, что Он открылся евреям на горе Синай и даровал им Тору; вере в награду и наказание. Отрицание любой из этих основ приводит человека к безбожию. Но отклонение от других представлений иудаизма, которые р. Албо называет анафим (ветви), хотя и является заблуждением, тем не менее, не приводит к отрицанию Всевышнего. К таким «ветвям» он относит веру в сотворение мира из ничего, веру в неизменность Торы и веру в приход Машиаха.
Книга насыщена косвенной и явной полемикой с адептами христианства.
«Книга основ» пользовалась значительной популярностью, как среди современников, так и в последующих поколениях. На нее написано несколько комментариев.
Книга выдержала множество изданий и переведена на ряд языков.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.