Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хасидизм, Александр Кац
Раби Аарон бар Яаков Перлов из Карлина (р. Аарон Агадоль; 5496—5532 /1736—1772/ гг.) — основатель карлин-столинской хасидской династии.
Родился на юге Белоруссии, в городе Пинске, стоящем на берегу р. Припяти.
Рассказывают, что его родители, цадик нистар (скрытый праведник) р. Яаков из Пинска и ребецин Перл, в течение долгих лет оставались бездетными, а затем, благодаря благословению р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешта), у них родился сын, названный Аароном (Гдолей Руссия).
Был одним из ближайших учеников Магида из Межирича.
Когда однажды у р. Аарона спросили, чему он научился у Магида, он сказал «Ничему», а затем пояснил: «Я научился у него понимать смысл небытия. Я понял, что “я” — ничто, и, несмотря на это, я — это я. “Ничто” — это именно то, чему я научился у Магида».
В 5520 /1760/ году р. Аарон организовал первый хасидский миньян (молитвенное собрание) в белорусском городке Карлине, возле Пинска.
Р. Аарон стремился обратить сердца своих последователей к Творцу: не менее часа в день его хасиды посвящали глубокому духовному самоуглублению (итбоненут). Один день в неделю они проводили в полном уединении: в посте, сосредоточенном размышлении и созерцании — чтобы через самопознание приблизиться к познанию Всевышнего.
Благодаря его влиянию хасидская община в Карлине быстро росла, а вскоре ему удалось создать подобные же группы в самом Пинске и даже в Шклове — одной из главных цитаделей миснагдим (противников хасидизма).
Влияние р. Аарона из Карлина было столь значительным, что в Литве и Белоруссии всех хасидов стали называть «карлинерами», а в документах российской администрации последователи Бешта еще долго значились «каролинами».
Признавая его исключительное значение в распространении хасидского учения, в среде хасидов р. Аарона называли «Аарон Агадоль» (Аарон Великий). По свидетельству учеников, он обладал такой силой обращать людей к Б-гу, что практически лишал их свободы выбора.
Р. Аарон из Карлина умер в возрасте тридцати шести лет, девятнадцатого нисана 5532 /1772/ года — еще при жизни своего наставника, Магида из Межирича.
Рассказывается, что перед своим последним Песахом р. Аарон гостил у Магида. В канун праздника он собрался возвратиться к себе, в Карлин, но Магид послал учеников, чтобы те отговорили его. Но когда р. Аарон обратился к самому Магиду, тот ответил: «Я не стану тебя удерживать, если тебе необходимо, поезжай с миром!». Но как только р. Аарон ушел, Магид вновь послал вдогонку учеников, и те вернули его с пути. Так повторялось несколько раз, но поскольку Магид ничего определенного объяснить не мог, р. Аарон в конце концов все-таки отбыл в Карлин. И как только он переступил порог своего дома, его хватил удар, — три дня спустя он скончался. Хасиды говорили, что он «сгорел от внутреннего Б-жественного огня».
В том же месяце нисан 5532 /1772/ года раввинский суд Вильно вынес «великий херем», отлучающий всех последователей хасидизма от еврейской общины. Многие миньяны, созданные р. Аароном из Карлина, были разогнаны, а обнаруженные хасидские сочинения сожжены. Позднее некоторые из его учеников вместе с группой, возглавляемой р. Менахемом-Мендлом из Витебска, «поднялись» на Землю Израиля и поселились в Тверии.
Учеников р. Аарона Великого, оставшихся в Белоруссии, сумел объединить его сын р. Ашер Перлов (5525—5587 /1765—1826/ гг), который поселился в г. Столине, расположенном южнее Карлина, — с тех пор это направление хасидизма стало называться «карлин-столинским». Продолжателем династии стал внук р. Аарона Великого, р. Аарон Перлов (АдморАзакен; 5562—5632 /1802—1872/ гг.), под руководством которого движение значительно расширилось.
Духовное наследие р. Аарона Великого отражено в составленной его внуком книге Бейт Аарон (Дом Аарона).
C разрешения издательства Швут Ами
Читайте также об Аароне-первосвященнике
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.