Темы: Речь, Лашон ара, Ахарей мот, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
«Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые человек будет жив ими…» (Ваикра 18:5). Рамбан[i] говорит о важном правиле, которое выводят из этого стиха: в награду за выполнение заповедей каждый человек получает то, что он ищет.
Кто выполняет заповеди ради награды в этом мире, получит в нем долголетие, счастье и славу. Кто выполняет, чтобы удостоиться жизни в мире Будущем, — избежит Геинома и обретет вечное счастье в мире абсолютного добра.
А кто хочет за исполнение заповедей получить награду в обоих мирах, — получит и это.
И с ним сбудутся все благословения Торы: «И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с посевом, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно на земле вашей» (Ваикра 26:5). А еще этот человек удостоится жизни Будущего мира в полном объеме.
Единицы же, которые служат Святому, благословен Он, «ради Него Самого» и не думают о награде вообще — ни в этом мире, ни в Будущем, которые стремятся лишь приблизиться к Творцу, — удостоятся единения с Творцом еще при жизни, как это случилось с пророком Элияу и с Ханохом[ii].
Праведный гаон раби Шимон Галай[iii] рассказал историю, которая приводит в трепет… Он услышал ее из первых уст — от рава Герцля Шаови, с которым всё это и произошло (его имя для молитвы за полное исцеление — Герцль бен-Маргалит Мирури).
Рав Шаови помогает общине в городе Сдерот, и вот что с ним произошло:
В ночь Ошана Рабба минувшего года рав Шаови лег в постель и увидел во сне нашего учителя Хафец Хаима[iv], а рядом с ним — его зятя, гаона раби Менделя Закса[v]. Они сидели и обсуждали Закон, спрашивая: «Отменять? Не отменять?»
В итоге Хафец Хаим постановил: «Отменять, отменять, отменять!»
В этот момент рав Шаови проснулся.
Вечером в Симхат Тора все воодушевленно и радостно праздновали в синагоге. А утром, около шести часов, раби Герцль снова отправился в синагогу. Он услышал сирены, предупреждающие о ракетной атаке, но в Сдероте к этому уже привыкли, это стало повседневной рутиной.
Рав Герцль не испугался и продолжил выкладывать свитки Торы в пустой синагоге, готовясь к празднику. Внезапно он услышал звуки ближней стрельбы.
«Это точно со стороны ограды (отделяющей сектор Газа)», — успокаивал он себя. Но выстрелы всё приближались.
Он вышел посмотреть, не нужна ли какая помощь, и увидел, что полицейские и вооруженные граждане ведут бой с террористами рядом с участком полиции. Повернулся, чтобы зайти обратно в синагогу, но в этот момент террорист-снайпер, засевший на одной из крыш, выстрелил ему в спину. Раввин упал, истекая кровью. Ему было трудно дышать.
Из последних сил он дополз до двери синагоги. Там прочел «Шма Исраэль», понимая, что это последние минуты его жизни. Вокруг бесновалась смерть, но сам он еще дышал и был в сознании.
Тогда, под вражеским огнем, он позвонил в больницу в Ашкелоне. В конце концов, его смогли вывезти и доставить в операционную. Врачи говорили:
— Настоящее чудо! Пуля прошла возле сердца, еще сантиметр — и вас не было бы среди живых.
За мгновение до того, как анестезия подействовала, рав Шаови вновь увидел перед собой Хафец Хаима — из того сна в ночь Ошана Рабба, когда Хафец Хаим сказал: «Отменять!» Теперь, на операционном столе, раввин понял, в чем был смысл этих слов: это была отмена смертного приговора…
— Кто знает, — говорил раби Герцль. — Может быть, я спасся благодаря тому, что постоянно на своих уроках цитирую труды Хафец Хаима и упоминаю об обязанности хранить чистоту речи и остальных законах, которые мы должны соблюдать по отношению к ближнему.
Я постоянно упоминаю великую книгу Хафец Хаима — и дома, и в синагоге. И теперь великий учитель отменил мой приговор. «Человек, желающий жизни» — в прямом смысле! Человек, который хочет жить… (Меа у-Шнаим Сипурим)
[i] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.
[ii] Пророк Элияу, согласно святой Книге Зоар, стал единственным человеком, одновременно существующим в двух мирах: высшем мире ангелов и в земном мире. Ханох же стал ангелом-правителем высших миров, носящим имя Метатрон.
[iii] Рав Шимон Галай (род. в 5709 / 1949, Израиль) — каббалист, раввин района Митхам Осэм в Бней-Браке, был судьей раввинского суда БАДАЦ в Бней-Браке.
[iv] Раби Исраэль-Меир бар-Арье-Зэев а-Коэн Каган (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения.
В 5633 / 1873 году раби Исраэль-Меир выпустил свою знаменитую книгу — «Хафец Хаим» («Желающий жизни»), посвященную законам чистоты речи. В этом уникальном галахическом кодексе были собраны и систематизированы законы Торы, связанные с запретом лашон а-ра (злословия, сплетен и т.д.). Название этой книги взято из следующих стихов Тэилим: «Человек, желающий жизни, любящий долголетие, чтобы видеть добро! Стереги язык свой от зла и уста свои — от лживых слов…» (34:13, 14).
[v] Раби Менахем-Мендель-Йосеф Закс (раби Мендель Шидловцер, 5658-5734 / 1898-1974, Литва, Польша, США, Израиль) — глава ешивы в Радине, затем экзаменатор в ешиве рабейну Ицхака Эльханана. Один из выдающихся руководителей «Ваад Ацала» — «Организации спасения», которая оповестила всех американских евреев о Катастрофе, разворачивающейся в Восточной Европе, и обратилась к ним за поддержкой. Американские евреи начали самоотверженную борьбу за спасение своих братьев. Они не только собирали деньги, но и обращались с ходатайствами к руководителям США и других стран тогдашнего свободного мира. Был также одним из руководителей Моэцет Гдолей а-Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) Америки.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина