Темы: Песах, Пасхальный седер, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
В еврейской общине Франкфурта разгорелся протест против знаменитого раби Натана Адлера[i] — люди были недовольны непривычными для них путями его служения. Однажды раби Адлер приехал в городок, где его никогда не видели и, соответственно, не знали в лицо, и услышал в синагоге, как присутствующие обсуждают его и критикуют.
Тогда, произнося драшу[ii], он сказал им следующее:
— Послушайте, господа! Уже долгое время меня беспокоит проблема в понимании песни «Хад Гадья». Помогите мне ее разрешить. Кот, съевший козленка, поступил несправедливо, поэтому собака правильно сделала, что загрызла его. Значит, палка, убившая собаку, была неправа, а огонь, сжегший палку, — прав. Поэтому вода не должна была гасить его, а бык, выпивший воду, поступил верно. Значит, его не нужно было резать, и Ангел Смерти, убивший мясника, был прав. А если Ангел Смерти был прав, почему же Творец сразил его?
Люди удивились: а ведь и в самом деле вопрос!
Тогда рав Адлер объяснил:
— Б-г праведен! Хотя кот съел козленка не по праву и у Отца есть все основания разгневаться и наказать его, но — какое право имела собака вмешиваться в чужой конфликт? Кто вмешивается в спор и раздувает огонь, тот виновен больше всех! Значит, права была палка, убившая собаку, а огонь, сжегший палку, — неправ. Права была вода, погасившая огонь, а бык, выпивший воду, — неправ. Прав был мясник, зарезавший быка, а убивший его Ангел Смерти — неправ. Значит, Творец поделом сразил его. (Сихот Хахамим)
Это толкование помогает нам понять некоторые моменты Исхода. На первый взгляд неясно, за что пострадали египтяне. Ведь Сам Творец постановил, что народ Израиля пройдет через рабство.
Однако постановление звучит так: «…пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» (Берешит 15:13). Там не названо имя народа, который окажется угнетателем.
Так что египтяне пострадали справедливо: верно, что евреи должны были оказаться в рабстве, но зачем вы, египтяне, влезли в чужое дело? Какое дело постороннему до отношений Отца с сыном?
Они ввязались в то, что их не касалось, подобно собаке из «Хад Гадья», поэтому на них излился гнев Всевышнего и они получили «исключительную меру наказания»! (Орах Хаим)
[i] Раби Натан бар-Шимон а-Коэн Адлер (5502-5560 / 1741-1800, Франкфурт-на-Майне) — выдающийся каббалист. Единственный из великих ашкеназских мудрецов молился и изучал Тору, произнося слова святого языка по-сефардски, поскольку именно так говорили в Земле Израиля. Сефардский вариант произношения он перенял у посланца из Цфата раби Хаима Модаи, от которого получил каббалистическую традицию и, в частности, наследие Аризаля.
Рав Адлер был гигантом интеллекта и благочестия, но вызвал протесты общественных и раввинских авторитетов Франкфурта, поскольку устраивал молитвы и медитативные сессии у себя дома по каббалистическому ритуалу, что было не принято у местного еврейства.
[ii] Толкование Торы (в данном случае — Пасхальной Агады) с поучительным и нередко «злободневным» выводом.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина