Темы: Хаей Сара, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
«И сказал: благословен Господь, Б-г господина моего Авраама, Который не оставил милостью Своей и истиною Своей господина моего…» (Берешит 24:27).
Мы видим, что Элиэзер благодарит Всевышнего за то, что Тот даровал Свою милость и истину Аврааму.
Однако выше (24:12) он говорит: «Господи, Б-же господина моего Авраама! Доставь мне случай сей день и сделай милость с господином моим, Авраамом». Элиэзер просит Всевышнего «сделать милость» с Авраамом, он не просит «сделать истину» с ним.
Почему же Элиэзер просил только о милости, а затем благодарил за «милость и истину»?
Ответ нам поможет понять следующая история.
На предприятии в Пардес Кац (район Бней-Брака) хранились различные токсичные материалы, необходимые для непрерывной деятельности завода. В одну из суббот произошла утечка хлора из цистерны. Впоследствии выяснилось, что это была не случайность, а теракт, устроенный арабами из Дженина.
Газ начал подниматься вверх, образуя ядовитое облако — угрозу для жизни людей.
Вскоре во всем районе было объявлено чрезвычайное положение. Гудели сирены десятков машин — полицейских, скорой помощи и пожарных. Опасность ощущалась очень остро: еще немного — и ядовитое облако достигнет жилых зданий района.
Жители Пардес Кац спали крепким сном или сидели в многочисленных бейт-мидрашах (домах учения), не подозревая о разворачивающейся трагедии.
Все службы пытались вызвать специалистов, которые решают подобные проблемы, но им это не удавалось. В ту пору, около пятидесяти лет назад, еще не было мобильных телефонов и решить эту задачу было во много раз труднее, чем сегодня.
Внезапно, вопреки всем сводкам погоды и ожиданиям, задул сильный южный ветер — и унес ядовитые облака, которые только что надвигались на Пардес Кац, распространялись в направлении Яркона и на открытых пространствах вокруг него.
Все присутствующие, среди которых было много людей, далеких от Торы и заповедей, стояли в изумлении перед чудом, которое происходило у них на глазах.
И, словно этого было еще недостаточно, внезапно появился представитель Министерства охраны окружающей среды, специалист по решению подобных проблем. Через несколько минут ему удалось найти источник утечки и закрыть его — с помощью команды, которую он немедленно вызвал.
Так за короткое время проблема полностью разрешилась, словно ничего и не было.
Силовики, спасатели и медики стали разъезжаться, а остальные присутствующие столпились вокруг специалиста, ликвидировавшего утечку. Они удивлялись, как неожиданно он появился — и это после того, как никому не удавалось с ним связаться в течение долгого времени.
Он объяснил:
— На самом деле я живу в Хайфе, мой дом за много километров отсюда. Эту субботу я также планировал провести дома, но по чистой случайности остался в Пардес Кац. В результате я вовремя услышал о проблеме и прибежал сюда!
Услышав этот ответ, даже далекие от Торы люди не могли остаться равнодушными:
— По чистой случайности?! Как вы можете называть столь явное Б-жественное вмешательство случайностью? — восклицали они.
Это было поразительное зрелище публичного освящения Имени Небес!
Мы видим, что, размышляя о милости Творца, человек способен убедиться в Его истинности настолько, что уже не сможет отрицать существование Провидения.
Отсюда и ответ на наш вопрос.
Изначально Элиэзер хотел, чтобы Всевышний сделал милость с Авраамом. Но после того как эта милость была оказана, он еще глубже признал истинность Святого, благословен Он. Поэтому теперь он благодарил Его за оба эти проявления: и за то, что удостоился увидеть милость, и за то, что благодаря милости смог осознать истинность. (Лэламедха)
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина