«И взял Шем и Яфет платье» (9:23). Раши пишет: «“И взял Шем и Яфет” — здесь написано не “взяли”, а именно “взял”. Это учит тому, что Шем больше старался в выполнении заповеди, чем Яфет. Поэтому его потомки удостоились одевать талит с цицитом».
И тем не менее остается вопрос: верно, что Шем старался больше, но ведь и Яфет исполнял эту заповедь. Почему же тогда она не была засчитана для него?
Хафец Хаим дал следующее объяснение. Богатство в Торе и заповедях не похоже на материальное богатство. Человек, у которого есть два миллиона долларов, считается вдвое богаче того, у кого есть только один. Но такой расчет неверен в отношении духовного богатства. Еврей, владеющий двумя трактатами Талмуда, в сравнении с тем, кто владеет одним, — не в два раза больше, а во много раз. То же самое мы встречаем в ювелирном деле. Драгоценный камень, весящий два карата, может быть в десятки раз дороже того, который весит один карат. В изучении Торы — то же самое.
Поэтому Шем, который больше старался в заповеди, заслужил того, что она была названа его именем. И мы должны знать, что речь не обязательно идет о каком-то огромном усилии. Даже вполне умеренное, разумное усилие, соответствующее силам и способностям человека, считается большим вкладом с его стороны. И Б-г отплачивает ему во много раз больше.
Рассказывает рав Зильберштейн. Знаю одного юношу, который считается самым выдающимся в своей ешиве. Все ценят его за постоянство в учебе, эрудицию и глубину мышления. Ему удалось жениться на девушке из хорошей семьи, и на свадьбе глава его ешивы сказал о нем пару слов.
«Уже много лет, — говорил глава ешивы, — я даю уроки для учеников третьего курса. И всегда я сталкивался с непростой проблемой. Поскольку мне приходится руководить ешивой, я не всегда успеваю вовремя придти на урок. Иногда раздается срочный звонок от спонсоров, и я не могу не ответить им. Бывает, приходится разговаривать по телефону несколько лишних минут за счет урока.
Большинство учащихся, видя, что я задерживаюсь, начинают беседовать друг с другом. Возможно, многие из них хотели бы послушать урок, но никто из них не проявляет для этого инициативы. Что же делает наш жених? Поглядывая на часы и видя, что время урока настало, он становится возле двери моего кабинета, стучит и говорит: “Рав, мы ждем урока. Когда Вы придете?” И все это произносится с таким удивительным желанием, что словами не описать. Невозможно не почувствовать с его стороны жажду вкусить сладость Торы.
И так происходит изо дня в день. Мое сердце выпрыгивает из груди, едва я слышу этот простодушный вопрос ученика “Когда же рав придет на урок?” И не стану отрицать — это действительно подгоняет меня приходить вовремя. А теперь я вас спрошу: неужели этого недостаточно, чтобы понять, почему наш жених достиг столь высоких ступеней в Торе?» — закончил свою речь глава ешивы.
Отметим напоследок: все ученики слушали уроки, все они усваивали знания, которые им передавал глава ешивы. Но один из них старался чуть-чуть больше остальных.
В конце концов, что он делал? Всего лишь шел к кабинету учителя, расположенному в нескольких метрах. Не более. Но в духовном богатстве — в этом вся разница (Бархи Нафши).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина