Раввин Галинский однажды указал на следующее противоречие. С одной стороны, о херувимах сказано, что это — святые ангелы (Книга Йехезкеля 10). С другой, в главе «Берешит» написано, что Всевышний, изгнав Адама и Хаву из рая, поставил у входа строгих охранников-херувимов (Берешит 3:24). Как в одночасье можно быть добрым и жестоким одновременно?
Херувимы не случайно были наделены юношескими чертами лица. Ребенок может вырасти как ангелом во плоти, так и проблематичным человеком. Всё зависит от того, где он проводит время. Близость к скрижалям, то есть, к святости и чистоте, делает из ребенка ангела. А вот уличное воспитание способно его испортить.
К раввину Галинскому обратился за помощью пожилой человек: «Ребе, я каждый вечер лью слезы по сыну. Он стал вором и разбойником». Вместо ответа Галинский рассказал следующую притчу.
После Первой мировой войны крупные державы перекроили мир заново. Представители одной из стран приехали в деревню и объявили: «Видите вон ту речушку? Там будет граница». Местные евреи всполошились не на шутку: «За рекой находится еврейское кладбище. Как мы сможем хоронить близких, если граница пойдет по реке?!»
Местные власти пошли им навстречу: граница будет передвинута, но лица, участвующие в похоронах, смогут пройти в ту или иную сторону без ограничений.
Нечистоплотные дельцы решили подзаработать на создавшемся положении. Они начали организовывать фальшивые похороны, используя карманы участников и сам гроб для контрабанды товаров из одной страны в другую.
Как-то раз пограничники заметили странную процессию. Гроб, траурная одежда, всё, как полагается. Однако «безутешные родственники» демонстрировали приподнятое и даже веселое состояние духа. Солдаты приказали им остановиться.
«Что у вас в гробу?» — «Не что, а кто! Покойник, да будет земля ему пухом». — «Откройте крышку!» — «Что вы, да как мы осмелимся потревожить бренное тело усопшего…» — «Откройте крышку немедленно!» — «Ни в коем случае».
Пограничники вызвали подмогу. Когда крышка гроба была вскрыта, контрабандисты-неудачники расплакались. Начальник заставы цинично заметил: «Если б вы плакали не сейчас, а полчаса тому назад, ваша затея бы удалась».
«Вам надо было плакать 10 лет тому назад, — грустно сообщил р. Галинский собеседнику. Следовало позаботиться о должном воспитании сына, когда он был еще ребенком. Если б вы плакали тогда, сегодня вы бы радовались».
Рассказывают, что один еврей-богач решил дать сыну первоклассное образование. Несмотря на увещевания местного раввина, он послал юношу не в прославленную Воложинскую ешиву, а в Париж.
Прошел год, и сын приехал на каникулы. Ни кипы, ни пейсов, ни соблюдения шаббата… Расстроенный в лучших чувствах отец пожаловался раввину. Тот пожал плечами: «Вы послали сына в Париж, а теперь хотите, чтобы он вернулся из Воложина?!»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.