«Пусть тот, у кого увечье, не приближается» (Эмор, 21:18)
Исраэль свят, кто меньше, кто больше. Мы, во всяком случае, конечно совершенны. Доказательство этому то, что мы безмятежны… Святой гаон, раби Иехиель Меир из Островец, благословенна память праведника, постился непрерывно сорок лет, ел только по ночам. Он не считал себя совершенным…
Его хасиды пытались убедить его, чтобы ел, но это не удалось им. Сказали они ему: «Пусть рав примет участие в трапезе выкупа первенца, святой Ари писал, что она приравнивается к восьмидесяти четырем постам. Тогда рав выгадает со всех сторон — и поест, и как будто будет поститься!!»
Ответил им рав: Знайте, что есть грехи, совершенные в действительности, как, например, идолопоклонство и пролитие крови, а есть «как будто» грехи. Каждый гневающийся как будто служит идолу, а каждый задерживающий плату наемного рабочего, как будто проливает кровь. И потому за каждый «как будто» грех достаточно человеку заповеданной трапезы, «как будто» он постился. Но тот, кто в самом деле совершил грех, должен в самом деле поститься»…
О чем говорят эти слова? Как есть «как будто» грехи, так есть «как будто» заповеди: молитвы вместо жертвоприношений, изучение вопросов, связанных с жертвоприношениями считается жертвоприношением. Принимающий страдания с любовью подобен приносящему жертву, а изучение Торы большая заповедь, чем жертвоприношения. Радующий жениха подобен приносящему жертву благодарности, а доставляющий удовольствие мудрецу, отделяя ему от своего имущества, как будто приносит постоянную жертву. И все-таки, несмотря на это, в конце молитвы мы просим, чтобы был построен Храм, вскоре, в наши дни, и не удовлетворяемся молитвой, которая произносится вместо жертвоприношения…
Коэны вносят мир между Исраэлем и небесным Отцом. И есть этому условие — они должны быть смиренны. А если это не так, Святой, благословен Он, не желает их. И мы знаем случай, когда первосвященник возгордился и был отстранен от священства.
В свете всего этого удивляет одно: в нашей главе перечисляет Тора увечья, делающие коэна непригодным: легкая хромота или с язва на глазу, и даже трещина на хряще в ухе — сто сорок увечий насчитывает Рамбам (Бият Микдаш, 7:8), а наши мудрецы добавили еще несколько увечий из-за «видимости глазу», как например, выпадение зубов или ресниц. И мы удивляемся: если перед нами два коэна — один святой гаон, праведник и каббалист, но есть у него увечье, а второй — невежда, гордец и наглец, но нет у него увечья, мы обязаны выбрать второго. Первому же запрещено служить в Храме, и запрещено даже входить в Храм, а если вошел или исполнял там работу, она считается непригодной. Почему?
В книге «А-хинух» есть на это ответ. Человек видит глазами, и взгляд его поверхностный. Если он увидит коэна с увечьем, то станет пренебрежительно относиться к святому служению. Это приведет к осквернению имени Небес, упаси Б-г. Поэтому лучше нам отменить величие и уникальность святого и праведного коэна, даже если он будет божественным мужем, наделенным святым духом, но только чтобы не было даже немного осквернено Имя Ашема.
Тора вечна, и уроки ее актуальны для каждого поколения и каждого человека. Представим себе человека, торопящегося на урок Торы, учиться или даже обучать. Автобус запаздывает, а очередь двигается медленно, и время уходит. Но вот пришел автобус, заполненный до отказа. Еще немного, и водитель закроет дверь, а если не обойти очередь, автобус уедет, и люди, собравшиеся на урок, разойдутся. Отмена Торы для многих. Но если обойти очередь, что скажут, и справедливо?!
Как велика ответственность за то, чтобы не совершить осквернение Имени Ашема, и она перевешивает все другие соображения.
И тем более в том случае, когда не говорится об уроке и опоздании на него. Просто я тороплюсь. Как я должен остерегаться, чтобы не обойти очередь, не открыть входа осквернению Имени.
Как это обязывает всех нас. Каждый религиозный еврей в глазах нерелигиозных людей представляет религиозное посольство. Не говоря уже об ученике ешивы или об аврехе, и тем более о том, кто занимает религиозную должность. Если он появится в неряшливой или запятнанной одежде, будет болтать громким голосом или вести себя недостаточно вежливо, то он может совершить осквернение Имени, грех, которому нет искупления и об этом написано: «Все ненавидящие Меня смерть полюбили» (Мишлей, 8:36), халила вэ хас. И наоборот, если будет его поведение образцовым, его одежда чиста и опрятна, говорит о нем написанное: «Исраэль, которым Я буду гордиться» (Ишаяу, 49:3). И этим он совершит освящение имени Небес, заповедь, которой нет равных. И обретет он будущий мир за один час. Счастлив он, и счастлива его доля! (Мааян ашавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.