«И это родословная Аарона и Моше» (Бамидбар, 3:1)
Рассказывал гаон, раби Аарон Коэн, благословенна память праведника, зять Хафец Хаима, что однажды, он был в городе Любава, и там сказал одному богачу о совете, который слышал от Хафец Хаима. Если у кого-то нет детей, или часть из них не соблюдают Тору и заповеди, пусть усыновит ученика Торы и позаботится о всех его нуждах, как будто он его сын, и тогда исполнятся для него слова из трактата (Санедрин,19): «Каждый обучающий сына своего товарища, как будто родил его. Как сказано: “Это родословие Аарона и Моше”. И сказано: и это имена сыновей Аарона (и не упомянуты имена сыновей Моше). Это учит нас, что Аарон родил, а Моше учил, поэтому они называются его именем».
Выслушал это богач и тотчас написал Хафец Хаиму. В письме он спрашивал, во сколько обходится содержание ученика ешивы, его еда и проживание, одежда и карманные деньги. Не в стеснении, а свободно. Ответил ему рав, что на расходы нужно два с половиной рубля в неделю, десять рублей в месяц. Сразу же согласился с этим богач, и Хафец Хаим выбрал для него одного из лучших учеников ешивы, талантливого, усердного в учебе, с хорошими качествами, и все его расходы стал оплачивать богач.
Через два года был призван этот ученик в армию. Были приложены все усилия, чтобы освободить его, и выяснилось, что для взятки нужны пятьсот рублей. Написали богачу, и он выслал нужную сумму.
Когда ученик достиг брачного возраста, женил его богач на дочери почтенного богача, и продолжал поддерживать его в учебе, пока он не стал равом уважаемой общины. Тогда попросил богач Хафец Хаима, чтобы выбрал для него другого ученика, вместо первого. Когда призвали нового ученика в армию, дал он опять значительную сумму, чтобы освободить его. А в конце концов основал большой фонд, поддерживающий учеников во всех их нуждах.
Когда умер этот богач, прочитал Хафец Хаим с большим чувством слова Гмары (Трактат Бава меция, 85), что каждый обучающий сына товарища, удостаивается учиться в небесной ешиве! (Хесед ле-Авроом)
И в свете этого вопроса толковал Хафец Хаим пасук «И увидит сынов сыновей своих, мир Исраэлю» (Теилим, 128:6): пусть добавит человек сыновей себе из других семей, в учебе ли Торы, или в поддержке их, кроме вышедших из его чресл, тогда будет «мир Исраэлю». (Хафец Хаим а-хадаш, Китвей аба Меири)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.