Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава «Бемидбар» начинается с повеления о переписи: «И Господь сказал Моше в пустыне Синайской, в шатре соборном, в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: Произведите поголовное исчисление всей общины сынов Исраэля по семействам их, по отчим домам их, по числу имен, всех мужчин поголовно».

Результаты этой переписи чрезвычайно интересны. В глаза сразу бросается, что по сравнению с численностью других колен численность левитов очень низкая. Левитов мужского пола было всего 22 тысячи, в то время как численность самого маленького колена составляла 32200 человек, а среднего колена — 50 тысяч. Учитывая, что левитов считали с месячного возраста, а представителей других колен — с 20 лет, эти 22 тысячи надо разделить, приблизительно, на два — около 11 тысяч. Получается, что колено Леви было меньше самого малочисленного колена в 3 раза!

Почему левитов было так мало? Рамбан задает этот вопрос. И отвечает так: причины относительно низкой рождаемости в колене Леви надо искать в истории египетского рабства. Фараон поработил евреев не только потому, что нуждался в дешевой рабочей силе. Он хотел помешать еврейскому народу плодиться и размножаться. Девизом египетского тирана было «пэн ирбэ» — сделаем всё, «чтобы не умножился» этот народ. Всевышний же ответил фараону словами «кен ирбэ» — «да умножится!» В недельной главе Шмот сказано: «Но по мере того как изнуряли его, он размножался и разрастался…» (1:12). Благодаря особому благословению Творца число евреев росло сверхъестественным образом. Исключением было колено Леви — их не угнетали, поэтому решение Б-га, противоположное планам фараона, на них не распространялось, рождаемость у них оставалась естественной. Как левитам удалось избежать всеобщей трудовой повинности? Рабство начиналось весьма благопристойно и даже торжественно. Фараон устроил своего рода «субботник». В едином порыве на производство кирпичей вышли не только сыны Израиля, но и сам фараон, и его министры. В стороне остались только левиты, которые посвятили жизнь изучению Торы. Они не приняли участия в стройке, поскольку это не было обязательным: «У нас есть более важное занятие — изучать Тору, Традицию наших отцов. А если не получим ордена “Герой труда Египта”, проживем и без этого ордена».

На фараонский субботник они попросту не явились и в списки верноподданных евреев — будущих рабов — не попали. Активность левиты проявили тогда, когда это действительно было нужно. Они первыми откликнулись на призыв Моше «Кто за Б-га — ко мне!» (Шмот 32: 26), прозвучавший после того, как евреи создали золотого тельца. «И собрались к нему все сыны Леви» (там же). За их заслуги Творец назначил левитов служителями в Храме — вместо первенцев, опорочивших себя участием в грехе золотого тельца. Впоследствии особое отношение Всевышнего к колену Леви, «царскому легиону», как их называет Раши, упрочилось: левитов, как мы помним, даже считали по-другому, не так, как всех остальных: не с двадцати лет, а с месячного возраста.

В наше время есть немало евреев, соблюдающих заповеди. Есть те, кто отводит изучению Торы свободное время после работы, и это очень важно. А есть и те, кто полностью посвящает свою жизнь Торе. Подобно левитам, они являются «царским легионом». И, подобно левитам, они удостаиваются особых благословений Творца. Само наличие людей, которые полностью и самоотверженно посвящают себя изучению Торы, поднимает общий духовный уровень еврейского народа. Как мы читаем в Пиркей Авот (1:2), одна из основ, на которых держится мир, это — изучение Торы. То, что в Израиле среди еврейского народа есть много таких людей, утверждает наше существование в этой Стране и спасает нас от многих опасностей.

 

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…