Из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы», темы: Йехезкель Ляйтнер, Вторая мировая война, Советский Союз
Не более полутора месяцев минуло со дня трагической депортации польских, белорусских, галицийских евреев, и вдруг та же мысль — просить выездные визы — захватила умы на сей раз еврейской молодежи России. Никто из верующих не мог объяснить, чем было вызвано такое повальное стремление — было ли оно результатом каких-то размышлений или попросту шагом отчаяния и безысходности угодивших в ловушку людей.
Вначале желание покинуть Советский Союз выразили всего несколько самых отчаянных смельчаков, затем их примеру последовали другие. Движение за отъезд нарастало, словно катящийся снежный ком, и вскоре стало массовым. Люди осаждали комиссариат внутренних дел, требуя в условиях сталинизма невозможного — разрешения покинуть Россию. Подобного рода требования являлись табу и рассматривались как преступление, как заговор против режима.
Что же заставило ученых мужей, людей здравого смысла вступить на путь самоубийства? Ведь только что было получено страшное предупреждение — тысячи евреев попали в Сибирь. Теперь оттуда всеми правдами и неправдами эти несчастные буквально забрасывали письмами своих безумных родственников, умоляя их не предпринимать столь рискованного шага. Ведь всего лишь высказанная вслух мысль о желании оставить “советский рай” могла навлечь беду не только на самого человека, но и на всю общину. Так или иначе, предупреждения были благоразумными. Очевидные факты толкали к четкому и разумному решению: отказаться от сумасшедшей попытки получить выездные визы. Однако невиданная сила, уже раз толкнувшая молодежь Торы на опасный путь, управляла мыслями и настроениями людей.
В те роковые дни один из членов такой инициативной группы решил обратиться к знаменитому горалю, “жребию” Виленского Гаона. Как известно, жребий бросают по однотомному Танаху. В критические моменты он может дать совет человеку или даже целой общине. Жребий отправляет вопрошающего к определенному изречению, которое и считается ответом на вопрос — как поступить в той или иной ситуации? Ответ этот, впрочем, должен быть объяснен компетентным равом.
Человек, обратившийся к Танаху в столь ответственное для евреев время, получил отрывок из Книги Шмот (19:4): “...и Я носил вас как на орлиных крыльях, и взял Вас к Себе". Какого более ясного и четкого указания можно было ожидать, чтобы отпали все сомнения?
Возвращаясь к горалю, “жребию” Виленского Гаона, надо отметить, что его использование связано с рядом условий, не последнее из которых личность вопрошающего. В данном случае такой личностью был известный в своем кругу рав.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.