Из цикла «Мусар ешивы Слободка (Хеврон)», темы: Душа, Ешива, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Саба из Слободки
«И немногим Ты умалил его перед Б-гом, славой и великолепием увенчал его. Ты позволил ему властвовать над делами Твоих рук, все положил к его ногам» (Теилим 8:6-7).
Велик дух человека, возвышенна его душа — невообразимо вознесена — настолько, что невозможно представить. Она — «образ Б-га», часть Б-га Свыше… И сколь вознесен источник всех душ — столь же почитаема и каждая отдельная душа. Посягать на нее — значит покушаться на источник всех душ, на саму Б-жественность, и если только можно так сказать: «Дающий пощечину еврею — как будто заносит руку на Б-жественное присутствие…»[1] Такое воззрение на величие человека является ключом для понимания Торы и всех слов наших мудрецов, благословенной памяти.
«Пошли, прошу, с тем, с кем Ты пошлешь…»[2], — сказал Моше рабейну в ответ на обращение к нему Б-га вывести народ Израиля из Египта. Моше не захотел принять возложенную на него миссию, поскольку все эти годы во главе народа Израиля был его брат Аарон… Разве Моше мог занять его место? Ведь, возможно, это его расстроит! Всевышний ответил Моше: Аарон не опечалится из-за этого, а, наоборот, возрадуется, и об этом свидетельствует Тора: «Вот он выходит навстречу тебе и увидит тебя, и радость в сердце его»[3].
Задумайтесь, насколько это удивительно! Представьте себе: на одной чаше весов Избавление святого, стенающего в тяжком рабстве избранного народа, из крови которого египтяне готовят «целебные ванны» для фараона, а новорожденных еврейских детей замуровывают в стены. Речь идет о спасении всего народа, о принятии им Торы и заключении Завета с Г-сподом, что и является истинной причиной создания Небес и земли — целью Творения. А на другой чаше весов — опасение принизить почет одного-единственного человека, рожденного женщиной, нанести легчайшую обиду своему брату… Что должно перевесить? Что важнее? Мы поражены и изумлены! Ведь в чем вопрос: следует ли принимать во внимание возможное легкое огорчение одного человека в сравнении с Избавлением вечного народа? Моше настолько любит Общину Израиля, что готов отдать за нее свою жизнь, как видно из его слов: «Пусть пропадет Моше, но ни один из народа Израиля!»[4] Он глубоко размышляет над этим и обращается к Б-гу: «Пошли, прошу, с тем, с кем Ты пошлешь»[5]!
Моше понимал величие человека, постиг сущность «образа Б-га» и решил: «Я ни при каких обстоятельствах не готов посягнуть на почет моего брата, чтобы не огорчить его…» Душа — часть Б-га Свыше — обладает Б-жественными силами и в определенной мере уподобляется Всевышнему… И это касается всех составляющих человека, в том числе и дурного побуждения, о котором сказано — «божество чужое»[6], ибо и его размеры — Б-жественные…
Аарон — родоначальник коэнов — был необычайно возвышен, о чем сказано: «Будь среди учеников Аарона: люби мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Торе»[7]. «Милосердие и истина встретились, милость и мир соприкоснулись. Милосердие — это Аарон… Истина — это Моше… Милость — это Моше… Мир — это Аарон»[8]. Это не люди, которым свойственны милосердие и истина, не люди милости и мира; они сама суть милосердия и истины, милости и мира!
Сказано в Талмуде: «Своими качествами Моше и Аарон превзошли наших праотцов. Авраам произнес: “Я же — прах и пепел”[9]. Моше рабейну сказал еще больше: “Мы — ничто…”[10]»[11]. И разве можно хоть на миг заподозрить, что Аарон расстроится, если будет задет его почет? Ведь речь идет об «ангеле милосердия и мира» — разве следует опасаться хоть малейшего пробуждения в нем этого нечистого душевного качества? И когда? — В столь ответственный час и в таком ключевом вопросе, как Избавление Израиля… Мы поражены и изумлены: возможно ли такое? Но Моше — «человек Б-га»[12], господин всех пророков — думает по-другому: это все же возможно: «Небеса в их высях, и земля в ее безднах, и сердца царей непостижимы»[13]. Это чувство, пусть даже легчайшее и глубоко сокрытое, все же может возникнуть в сердце…
Моше постиг самые сокровенные тайны человеческой души, сущность «образа Б-га» и решил: «Я не посягну на почет моего брата, потому что это может его опечалить…» Но Всевышний Сам свидетельствует об Аароне: «Вот он выходит навстречу тебе и увидит тебя, и радость в сердце его»[14]. То, что Г-сподь возложил миссию освобождения Израиля на Моше, несомненно не огорчит Аарона.
Всевышний узрел невероятное величие души Аарона, благодаря которому он удостоился нагрудника Первосвященника, носимого на сердце.
[1] Сангедрин 58б.
[2] Шмот 4:13.
[3] Шмот 4:14.
[4] Мидраш Танхума, гл. Ваэтханан.
[5] Шмот 4:13.
[6] Шаббат 105б. «“Да не будет в тебе идола чужого, и не поклонись истукану чуждому” (Теилим 81:10). Что такое чужой идол, находящийся в человеке? — Это его дурное побуждение».
[7] Авот 1:12.
[8] Ялкут Шимони, гл. Шмот.
[9] Берешит 18:27.
[10] Шмот 16:7.
[11] Хулин 89а.
[12] Дварим 33:1.
[13] Мишлей 25:3.
[14] Шмот 4:14.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.