Из цикла «Знание веры», темы: Исправление, Вера и упование, Вера, Эмуна, Зло, Рав Эуд Авицедек
Цель творения: раскрытие Единства
Как объяснялось выше, это раскрытие есть корень управления мазаля, не принимающего во внимание деяния людей. Его конечная цель — приведение мироздания к раскрытию света, проникающего из тьмы. Это раскрытие, что зло есть «великое добро» мироздания. Для этого зло должно раскрыться и усилиться максимальным образом, во всех своих аспектах, так что свет, который произрастет из него, будет максимально совершенным. И в этом тайна наслаждения Грядущего мира.
Ибо такова основа мироздания, мира метаморфоз, что все добро приходит из инверсии зла, и всякое ощущение удовольствия идет из восполнения недостатка. Удовольствие жизни есть отрицание смерти, удовольствие мира и покоя — отрицание зла и так во всем, как выразились Мудрецы: «Из гнева — благоволение, из тьмы — свет, из злости — милосердие, из отдаления — приближение, из падение — вставание».
«И так всегда во всех благах и спасениях, ибо они выходят и производятся посредством сил Суда, которые раскрылись и реализовались через те самые бедствия, что стояли напротив этих благ» (Лешем, там же). Поразмыслите об этом хорошенько.
Добро — из отрицания зла
Следует понять, почему же на самом деле Творец сделал мир таким образом, что добро может раскрыться и быть постигнутым только из отрицания зла.
Попробуем объяснить корень этого вопроса, и прежде всего следующее предисловие.
Как известно нам из цели замысла творения, Всевышний хотел дать человеку максимальное благо, возможное в реальности. Максимальное благо — это сам Творец, и удостоиться этого добра можно через приобщение к Творцу, а это возможно посредством постижения Его и уподобления Ему.
Но у человека нет и не может быть положительного постижения ничего, что относится к сущности Творца. Постичь можно только Его единство, поскольку это постижение через отрицание, как мы объяснили во второй основе веры со слов Рамхаля в Даат Твунот.
Соответственно, все постижения и истинные инсайты человека основаны на постижении положительного существования из отрицания отсутствия. Ведя всякое постижение истины имеет своим корнем истинную сущность Творца, всякое ощущение наслаждения — из корня Источника наслаждений. Всякое стремление к покою и миру — идет стремления к единству с корнем и к абсолютному покою как результату этого.
И как нет постижения корня всего — Самого Творца, но лишь через отрицание, так нет возможности постижения всего, что сотворено от Него, но только путем отрицания. Поймите все это хорошенько.
Тайна наслаждения — в аннулировании зла
Истинные наслаждения возвышенной души — от аннулирования зла. Объясним:
Существуют три реальности: материя, форма и воображение. Материя — это физическая реальность. Форма духовна: она — внутреннее содержание, корень всего материального. Условие существования материального — природа, ограниченная и определенная своими законами. Существование духовного — в аннулировании материальной природы, — ведь такова суть разума (мира души): абстрагирование от всякого материального аспекта и очищение от всякой крупицы материи. Воображение также отменяет границы материи, но не потому, что оно направлено к духовному, наоборот, все его стремление и желание — к материальному, но поскольку границы материи не удовлетворяют его вожделений, оно аннулирует границы материи и ограничения природы. В этом суть Геинома (ада) — отсутствие, по выражению Маараля.
Прилепленность злодея к миру воображения приводит к аннулированию его реальности, поскольку вся реальность, из которой он питается и черпает свою жизненность, не существует, — ни в рамках природы, ни в вечном бытие духовности. Поэтому его реальность аннулирована в обоих мирах: «злодеи при жизни называются мертвыми». И наоборот, праведник, который прилеплен к духовности, к вечному миру разума, питается от материальности только в меру необходимости. И более того, святой, пища которого — возвышение для материи — живет в «двух мирах». «Праведник называется живым».
Как объяснялось в нашей предыдущей книге «Знание субботы», в эссе «Мир свободы», вкушая пищу, человек изводит то, что ниже его. И в этом его удовольствие и возвышение, когда все искры, находящиеся в неживом, растениях и животных будут исправлены и подняты вверх.
Когда человек возвысится до уровня разумной формы, его пища, которую он сотрет и изведет, будет на один уровень ниже его — это воображение. Разум получает удовольствие, поедая воображение, другими словами — собирает к себе все аннуляции всех наслаждений нашего мира и его фантазий. «Ведь самое приятное удовольствие — властвовать над животным духом. Это постоянное наслаждение, успокаивающее душу» (Хазон Иш). Поразмыслите над этим хорошенько.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.