Из цикла «Так скажи дому Яакова», темы: Благословения на еду, Суббота, Кидуш, Еврейская женщина, Дов Айзенберг
Хотя Мицва Кидуша, вне всякого сомнения, является Мицвой Асе Шеазман Грама, она обязательна и для женщин — в силу того, что все Мицвот Шабата относятся как к мужчинам, так и к женщинам. Поэтому каждая девушка и женщина должна либо сама произнести Кидуш («сделать Кидуш»), либо слушать, как его произносит мужчина старше тринадцати лет или взрослая женщина. Последнее согласуется с алахическим принципом Шомеа Кеоне — слушающий кого-то, произносящего Браху или Тфилу, читающего Мегилу и т.д., считается как бы произносящим эти слова. Тем самым он исполняет свою обязанность. Но слушатель должен иметь намерение быть Йоце, т.е. исполнить Мицву, а произносящий — иметь намерение быть Моци, т.е. помочь слушателю исполнить Мицву. Следует также подчеркнуть, что тот, кто хочет стать Йоце посредством Брахи, которую он слышит из уст другого, должен отвечать Амен, но не отвечать ברוך הוא וברוך שמו.
Как было сказано, женщина может либо сама произнести Кидуш, либо услышать его из уст взрослого мужчины. Она также может слушать Кидуш, произносимый юношей, если последний Бар Мицва (т.е. достиг возраста полных тринадцати лет) и у него уже растет борода.
Если есть только мальчик моложе тринадцати лет или мальчик постарше, у которого совершенно не растет борода (или девочка-подросток), женщина должна или сама произнести Кидуш, или повторить его, слово за словом, вместе с младшим. В этом случае необходимо, чтобы перед ней был бокал вина (или Халы, если хлеб используется вместо вина) для Кидуша.
Эти правила применимы только в том случае, если женщина не молится Маарив. Если же она уже помолилась Маарив, она может слушать Кидуш любого мальчика возраста Бар Мицвы (независимо от того, растет ли у него борода или нет). Таким образом, в доме, где отец отсутствует, когда Кидуш произносит (и тем самым является Моци) сын подросток, все члены семьи старше Бар Мицвы и Бат Мицвы перед Кидушем должны помолиться Маарив.
Существует обычай отливать немного вина из бокала Кидуша каждому из домочадцев, а они должны подождать, пока выпьет свое вино тот, кто делал Кидуш, а только затем выпить свое, не произнося Брахи. Однако некоторые произносят отдельную Браху.
Одинокие женщины (или те, чей муж в отъезде) иногда ходят в гости к соседям, чтобы услышать Кидуш. Они не становятся Йоце, если не съедают за столом соседей по меньшей мере Кезайит (приблизительно половина яйца) хлеба, Халы или чего-то печеного.
Человек может сделать Кидуш для кого-то другого, даже если он сам не становится Йоце. Так, например, мужчина, уже прочитавший или услышавший Кидуш, может сделать его для своей жены, членов своей семьи или кого-нибудь другого.
Точно так же он может произнести Кидуш для них, даже если сам он еще не готов есть и не отпивает от вина Кидуша. Но в этом случае предпочтительней, чтобы женщина, если может, сама сделала Кидуш или для нее сделал бы кто-то другой, кто сам становится Йоце посредством этого Кидуша.
Женщина также может быть Моци для своих домочадцев мужского пола (даже если она уже сделала Кидуш для себя или слышала его). В случае необходимости она может быть Моци и для мужчин, не являющихся членами ее семьи или домочадцами. Типичный пример такого случая — женщина, которая пришла в больницу навестить больного или старого человека или ухаживать за ним.
Все приведенные Алахот относятся как к вечернему, так и к дневному Кидушу, за исключением того, что днем любая девочка старше двенадцати лет и мальчик старше тринадцати лет могут быть Моци для другого.
Тот, кто не смог ни сделать сам, ни послушать вечерний Кидуш, должен произнести его в Шабат утром, опустив Вайехулу.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.