Темы: Благословения на еду, Благословения, Благодарность, Натан Агрес
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЕсли можно, проясните, зачем благословлять на еду дважды — до и после неё, разве не достаточно сказать «спасибо» один раз?!
Спасибо за Ваш вопрос.
Действительно, вроде бы, за один подарок достаточно поблагодарить один раз. Но если как следует присмотреться к этим двум видам благословений — до и после еды, нетрудно заметить, что речь идёт не об одном и том же. Во-первых, перед едой необходимо произносить благословение на самое малое количество пищи, а после — только если человек насытился или, по крайней мере, съел ке-зайт (количество пищи объёмом с маслину — примерно 26—29 куб.см.). Во-вторых, перед едой установлены отдельные благословения на различные виды пищи — плоды земли (овощи), плоды деревьев (фрукты), хлеб, вино, мучные изделия и т.д. А после еды — неважно, что именно ели, — достаточно произнести одно благословение Бойрэ нэфашот («…Сотворивший множество живых существ и всё, в чём они нуждаются»; исключение — благословения после хлеба и семи видов плодов, которыми славится Земля Израиля. Эти продукты имеют особое значение, и после них установлены специальные благословения).
Вопрос разъясняет гениальный комментатор писания Мальбим (Бэмидбар 11:4). Во время еды человек испытывает два вида наслаждения. Сначала наслаждение вкусом, а потом — наслаждение от ощущения сытости и от самого факта, что тело получило необходимую ему «подзарядку». Это два совершенно разных вида удовольствия, и от определённых видов пищи получают только один вид удовольствия. Сладости и т.п. приятны на вкус, но не насыщают, а зачастую ещё и вредят здоровью. Другие виды еды не обладают особым вкусом, но очень полезны.
До еды, перед тем как насладиться её вкусом, мы благодарим Всевышнего за этот подарок. А после еды, снова говорим «спасибо», ощутив наслаждение насыщения. Теперь понятны и упомянутые различия. До еды мы благодарим за вкус, поэтому не имеет значения количество пищи — ведь даже малая толика доставляет удовольствие. А так как различные виды пищи различны по вкусу, установлены отдельные благословения на каждый из них. Когда же мы произносим благословение после еды, мы благодарим за насыщение, и в этом смысле нет принципиального различия между мясом, овощами или фруктами — чувство насыщения одно и то же. Поэтому достаточно одного благословения на всё (кроме хлеба, вина и т.п. продуктов, см. выше, которые обладают особыми свойствами насыщать и радовать душу, см. Тэилим 104).
Но следует добавить, что любой подарок заслуживает двойного внимания. Т.к. на самом деле здесь есть два различных аспекта — сам предмет и то внимание и забота, которые дающий проявляет к получающему. Так же и в случае с благословениями: хотя продукты куплены нами на честно заработанные деньги или выращены на собственном огороде, Всевышний, и не кто иной, является её истинным хозяином (см. вопрос «Хлеб из земли?») и Он милосердно дарует её нам, думая и заботясь о каждом в отдельности. Поэтому перед едой, вне зависимости от её количества, мы благодарим за проявленные Б-гом внимание и заботу, а уже после еды, реально насладившись подарком, говорим спасибо за сам подарок.
С уважением, Натан Агрес
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Зеев Гершензон
А его гости?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве, фонограммы видеоуроков»
Рав Бенцион Зильбер
Кто может мне написать молитву русскими буквами на иврите?
Рав Реувен Куклин
«Благословен ТЫ…, освятивший нас ЕГО заповедями»?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве, фонограммы видеоуроков»
р. Меир Фомичев,
из цикла «Еврейский закон»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Ш.Л. Абрамович,
из цикла «В помощь начинающему хазану»
Рав Натан Агрес
Ведь хлеб — это уже дело рук человека?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.