Из цикла «Тания», темы: Раби Шнеур-Залман из Ляд, Грешник, Тания, Упрек, Любовь к ближнему
И осуществление всего вышесказанного — презрение и отвращение к телу[1] и радость, связанная только с душой, — путь прямой и легкий для того, чтобы прийти к исполнению заповеди «Люби ближнего своего, как самого себя»[2], [доступный] каждой еврейской душе, как великой, так и малой.
А достигнув презрения и отвращения к телу, кто постигнет вполне[3] величие и достоинство души и духа[4], корень и источник которых в Б-ге жизни! Все они равны, и у всех один Отец, поэтому все евреи названы братьями в полном смысле слова, так как души их коренятся в едином Б-ге и только тела разделены. И потому у тех людей, для которых телесное — основное, а духовное — второстепенное, не может быть истинных любви и братства, у них может быть любовь, лишь пока есть то, чем она обусловлена.
Именно это имел в виду Гилель Газакен, сказав об исполнении этой заповеди: «В этом — вся Тора, а все остальное — лишь комментарий и т. д.»[5]. Ибо основа и корень.всей Торы в том, чтобы поднять и возвысить душу намного выше тела, [так, чтобы поднять ее] до святости и корня всех миров, а также чтобы привлечь свет — Эйн Соф [ — Всевышнего], благословен Он, к Собранию Израиля, как говорится далее[6], то есть — к источнику душ всех евреев, чтобы он стал «единым в Едином»[7]. Но это невозможно, если есть разделение между душами, да сохранит Всевышний, ибо Всевышний, благословен Он, не пребывает в несовершенном, как сказано в молитве: «Благослови нас, Отец наш, всех как единого в свете лика Твоего»[8] и как о том же подробно говорится в другом месте.
А что касается сказанного в Гмаре[9], что тот, кто видит, как товарищ его грешит, должен его возненавидеть и учителю своему должен сказать, чтобы и он его возненавидел, то там имеется в виду товарищ, который вместе с ним изучает Тору и [исполняет] заповеди и по отношению к которому он уже исполнил заповедь «Увещевай товарища своего»[10], то есть того, кто вместе с тобой[11] изучает Тору и [исполняет] заповеди, и все же тот не отвратился от своих грехов, как написано в книге «Харейпим». В том же — случае, когда другой ему не товарищ по учебе и не родственник, [он должен относиться к нему так, как] сказал Гилель f а-закен: «Будь учеником Аг арона, любящим мир… любящим сотворенных и привлекающим их к Торе»[12]. И значит, даже людей, далеких от Торы Всевышнего и от служения Ему, называемых потому просто «сотворенными», нужно привлекать крепкими узами любви, и все это в надежде, что удастся приблизить их к Торе и к служению Всевышнему. И даже если нет, [тот, кто так поступает], не теряет своего вознаграждения за исполнение заповеди о любви к ближним.
И то же в отношении родственников, которых он пытался увещевать и которые не отвратились от своих грехов, их предписывается ненавидеть, но их следует также и любить. И оба [эти чувства] истинны, ненависть ко злу, которая в них[13], и любовь к доброму началу, в них скрытому[14], — к Б-жественной искре в них, оживляющей их Б-жественную душу. Нужно также побуждать сердце к состраданию [по отношению к их Б-жественной душе], ибо она находится в изгнании, [погруженная] во зло стороны «ситра ахра», которое у грешников одерживает верх над ней [Б-жественной душой]. И сострадание уничтожает ненависть и пробуждает любовь, как известно из сказанного о Яакове, искупившем Аврагама[15]. (А что касается царя Давида, мир ему, сказавшего: «Всей душой я их возненавидел и т. д.»[16], то он имел в виду еретиков и безбожников, не имеющих доли в Б-ге Израиля[17], как сказано в Гмаре, в трактате Шабат, начало гл. 16.)
[1] Здесь под словом «тело» подразумевается также и душа, оживляющая тело и связанная с удовлетворением телесных потребностей, — животная душа человека.
[2] Ваикра, 19:18.
[3] Человек может казаться ничтожным, но в корне и источнике своем душа его велика. Это основание для того, чтобы любить любого еврея.
[4] Имеются в виду ступени Б-жественной души: нефеш — ступень, связанная с действием, и руах — ступень, связанная с чувством и с сердцем.
[5] Шабат, 31а. Однажды пришел нееврей и сказал: «Введи меня в еврейскую веру, объяснив всю Тору, пока я стою на одной ноге». И он ввел его в еврейство, сказал ему: «То, чего ты не любишь, не делай другим. В этом — вся Тора, а все остальное — лишь комментарий. Иди и изучай».
[6] В гл. 41.
[7] Зогар, часть 2, стр. 135а.
[8] Из молитвы «Амида» («Шмонэ-эсрэ»).
[9] Швуот, ЗОа.
[10] Ваикра, 19:17.
[11] Слово амитеха («товарища своего») истолковывается как им итха — «вместе с тобой».
[12] Авот, 1:12.
[13] Однако если человек невежественный, нельзя его ненавидеть из-за того, что в нем есть дурные стороны.
[14] Даже в абсолютном грешнике есть скрытое добро, как говорилось в гл. 18 и 19.
[15] Йешаягу, 29:22. Аврагам — категория Хесед (любовь, близость к Б-гу), а Яаков — категория Рахамим (сострадание, милосердие). Когда Хесед не в состоянии проявиться, Рахамим, свойство Яакова, может способствовать ее раскрытию, «искупить».
[16] Тегилим, 139:22.
[17] Царь Давид был одновременно и судьей, поэтому он мог так выразиться. Что же касается всех остальных людей — если человек видит в другом качества, судя по которым кажется ему, что он из тех, кто «не имеет доли в Б-ге Израиля», — следует учесть, что лишь Всевышнему известны мысли людей и преднамеренность их действий. Возможно, что в их мыслях и намерениях есть нечто, в связи с чем они не относятся к подобной категории. (Из бесед последнего Любавичского Peбе)
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.