Из цикла «История еврейского народа», темы: Хашмонаим, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Жестокость, Власть, Рим, Ирод
После победы Юлий Цезарь, в благодарность за помощь, оказанную ему евреями в Египте, назначил Антипатра римским наместником Иудеи, оставив за Гирканом звание народного правителя.
Весь период своей недолгой власти Юлий Цезарь был настроен благожелательно к еврейскому народу. Он возвратил Иудее порт Яффо и позволил отремонтировать стену Иерусалима, разрушенную во время атаки римлян. В египетском городе Александрия он восстановил гражданские права еврейского населения, а в городах Малой Азии обещал евреям свободу вероисповедания.
Антипатр назначил своих сыновей губернаторами провинции, и теперь управление страной было в его руках. Фазаэлю Антипатр передал Иерусалимскую провинцию, юному Ироду — Галилею. Уже в молодые годы Ирод проявил исключительную жестокость и вероломство. Во время восстания против него и его римских хозяев он захватил много пленных и убил их всех без суда и следствия. Эта расправа потрясла Санхедрин, и Ирод был вызван в Иерусалим, чтобы предстать перед судом. Высокомерный Ирод появился в суде в пурпурном царском одеянии, окруженный телохранителями. Увидев его, члены Санхедрина побоялись осудить преступника. Лишь мудрый Шамай, который председательствовал в это время в Санхедрине сказал: «Перед нами стоит Ирод, окруженный воинами и намеревающийся убить нас, если мы будем судить его по закону. Но знайте, что есть Б-г на небесах! И этот человек, которого вы из страха не хотите обвинить, уничтожит и вас, и ваше отечество».
Слова Шамая подействовали на его товарищей, и они решили наказать Ирода за убийства. Но Гиркан боялся Антипатра и римского наместника в Дамаске и отложил заседание суда на следующий день. Ночью Ирод бежал в Сирию. Вскоре он появился перед иерусалимскими воротами во главе большой и хорошо вооруженной армии, чтобы жестоко расправиться с теми, кто посмел призвать его к ответу.
Лишь под давлением своего отца Антипатра он согласился снять осаду и возвратиться и Сирию.
В 3716 году (44 год до н.э.) в Риме был убит Юлий Цезарь. Антипатр и его сыновья тут же перекинулись в лагерь его убийц — Брута и Кассия. Римские легионы стояли в Сирии. Для подготовки к будущей войне Кассию требовались огромные деньги, которые он надеялся получить из Сирии и Иудеи. Антипатр и его сыновья собрали с евреев требуемую сумму. Вскоре, однако, один из врагов Антипатра отравил его и возглавил народное восстание. Ирод с присущей ему жестокостью подавил это восстание. Через два года заговор Брута и Кассия был подавлен, и в Иудею прибыл сторонник Юлия Цезаря Марк Антоний.
Евреи надеялись освободиться от власти Ирода, но тот сумел завоевать доверие римского наместника, и Антоний, отклонив все претензии народа, назначил Ирода и его брата Фазаэля правителями Иудеи. Но Ироду этого было недостаточно. Он мечтал о троне. Чтобы законным путем сесть на престол Хашмонеев, он заставил Гиркана преодолеть сопротивление раввинов и обручить его с Мирьям — принцессой из рода Хашмонеев.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.