Из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы», темы: Народы мира, Галут, Ешива Мир, Йехезкель Ляйтнер, Гетто, Вторая мировая война
Почти для всех обитателей шанхайского гетто те два с лишним года заключения были наполнены дурными предчувствиями и постоянным страхом. Малейший проступок оборачивался жестоким наказанием: мало того, что комендант гетто имел садистские наклонности, он к тому же глубоко ненавидел всех “белых”, а ослепленные пропагандой охранники испы тывали необычайную гордость оттого, что им доверено выполнять указы императора”.
Тем более контрастной была необычная мягкость, которую японцы проявляли по отношению к ешиботникам. Подтверждением тому служит следующая история. Несколько молодых членов ешивы Мир взбунтовались против насильного переселения в гетто. Особенно возмутило их то, что им предстояло жить в здании Армии Спасения, то есть рядом с шанхайскими отбросами общества — пьяницами, бывшими преступниками и прочим отребьем. Эти несколько евреев явились протестовать в ШАПС — Шанхайскую Ассоциацию Помощи и Сотрудничества (образованный японцами административный совет гетто). Протестовали бурно: в помещении ассоциации оказалась поломанной часть мебели и оборудования.
В соответствии с японской традицией любое должностное лицо служит исполнителем воли императора. Неподчинение приказу вело к немедленному наказанию, подчас даже к смертной казни. Поэтому в глазах японцев бунт нескольких евреев был равносилен открытому выступлению против самого императора и должен был закончиться для виновных смертью. Однако произошло чудо: не понесли никакого наказания даже те, кто непосредственно участвовал в акции протеста — японцы ограничились лишь устным порицанием. Тот, кто хорошо знаком с психологией японцев того времени, наверняка подтвердит: это и вправду чудо.
А чтобы читатель, никогда не сталкивавшийся с японцами, мог лучше понять всю необычность снисхождения, проявленного к горстке недовольных евреев, надо рассказать про мост, который охранял японский солдат. Всем японцам и китайцам, проходившим по мосту, надлежало кланяться солдату, как представителю Его Императорского Величества. Даже европейцам приходилось снимать перед ним шлину. По вот как-то под вечер усталый до и.шеможения китайский кули с тяжелой поклажей на плечах забыл отдать солдату дань уважения. Наказание последовало незамедлительно: солдат тут же отрубил кули голову.
...ШАПС огромными усилиями с помощью тысячи извинений, используя влиятельные связи, сумел предотвратить гибель своих юных подопечных. И все же удивительно, что бунт не заставил японцев хотя бы настоять на своем и поселить воспитанников ешивы именно в здании Армии Спасения. Ешиботникам было разрешено жить в другом месте на территории гетто.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Сжигание святынь, ставших нечистыми, и сжигание остатков священных жертв
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шимшон многократно вступал в схватки с филистимлянами. Но когда он взял в жены филистимлянку, началось его духовное падение.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Продолжение Книги Заповедей:ритуальная нечистота и очищение, имущество Храма, недожин края поля и др.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди . Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по РАМБАМу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди назира
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Заповеди, относящиеся к назиру
Рав Гершон Вайс,
из цикла «Шимшон — судья Израиля»
Хотя Шимшону никогда не запрещалось открывать секрет своей необычайной силы, он решил не делать этого, дабы не подвергать опасности свой назирут. Поэтому он не хотел говорить ей правду, что его сила связана с волосами.