Темы: Ненависть, Красота, Предназначение, Грех, Милосердие, Давид, Депрессия, Цари Израиля, Музыка
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Иногда приходят воспоминания о прошлых грехах, и мне становится плохо на душе. Мне иногда кажется, что у Него не хватит милости для меня, и я начинаю скорбеть в душе. Мне становится мерзко думать о себе, и начинаю ненавидеть себя, свою душу и свою плоть, в такие минуты.
У меня не получается, как у Скарлетт О’Хара, сказать себе: «Об этом я подумаю потом», нет, грехи всплывают передо мной, как будто все они были вчера или только что. В основном эти воспоминания приходят тогда, когда я начинаю мечтать о себе, думая, что я исполнил какую-то заповедь или совершил какое-то доброе дело, когда начинаю сравнивать себя с праотцами и со святыми людьми.
Как будто Он снова бросает меня в прах, показывая мне, что я ничтожество. Потом я долго отхожу от мрачных мыслей, отвлекаясь изучением духовной литературы. Скажите, так должно быть? Может, есть какие-то особые молитвы для облегчения души? N.
Здравствуйте, N.!
С одной стороны, великий праведник царь Давид пишет в Тэилим (51:5): «И грех мой всегда передо мной». Так что в этом плане, возможно, происходящее с Вами так же «нормально», как и то, что происходило с ним. Но, с другой стороны, тот же царь Давид пишет (там же 100:2): «Служите Б-гу с радостью». Ибо в «нормальном» случае это тоже должно быть.
Помнить о грехе и сожалеть о нем надо потому, что это показывает наше ненаплевательское отношение к Б-гу и к нашей связи с Ним. Если так получилось, что нашими действиями был оскорблен близкий человек, это естественным образом должно вызывать у нас печаль и сожаление. Потому что мы хотим поддерживать близость с ним, а такой поворот затрудняет это, возводит стену между нами.
Но, если в результате греха мы надолго погружаемся в уныние, в депрессивное состояние и думаем, что, мол, я ничтожество и этот человек никогда меня не простит, и не достоин я его, и боимся показаться ему на глаза, — это станет «самоосуществляющимся» пророчеством: так мы действительно убьем отношения с тем ближним. Вместо того чтобы просто извиниться, со всей искренностью — и жить дальше. Дружить и продолжать идти по жизни с радостью.
Вот и с Б-гом так. Он создал человека для того, чтобы тот совершенствовал себя и окружающий мир. А для этого нужен позитивный настрой. Да, грех — это оплошность в исполнении проекта, проигранное сражение. Однако можно проиграть сражение, но выиграть войну. Если, упав, встать, отряхнуться, извиниться за причиненный ущерб, извлечь уроки — и продолжить путь, восхождение на вершину с Его помощью. Иначе поражение в одном сражении действительно станет поражением в войне. А как раз этого Б-г не хочет. Не для этого Он создал человека.
Это в принципе. На практике трудно судить человека, не будучи «на его месте», в том же положении, что и он, и я Вас судить права не имею. Может быть, у Вас в жизни были тяжелые и трагические ситуации, из-за которых Вас в целом одолевает печаль и в глазах темнеет. В такой ситуации невозможно просто так предложить человеку радоваться жизни и бодро по ней шагать.
Но, все же, если Вас беспокоит, что Б-г считает Вас «ничтожеством» и показывает Вам это, позвольте предложить иную интерпретацию того, что Он Вам сообщает.
Если бы Вы были, не дай Б-г, ничтожеством, недостойным пребывания в этом мире, Б-г бы Вас давно отсюда убрал. Средств у Него достаточно. Но ни одно из них Он пока что в Вашем отношении не применил. Значит, Вы Ему нужны. Зря Он здесь людей не держит. (Если возразите, что много в мире ничтожеств, я отвечу: а откуда мы знаем, что они ничтожества? Б-г нам сказал?) И для чего Вы Ему нужны? Для того чтобы размышлять весь день о своем ничтожестве? Вряд ли. Скорее, для того, чтобы строить и совершенствовать мир.
Вы иногда мечтаете, сравнивая себя с праотцами и праведниками? Вообще-то так действительно должно быть: «Человек всегда должен говорить: когда сравнятся мои деяния с деяниями праотцев?» (Тана де-Вэй Элияу 25). Но Вы видите, с каким настроем это говорится? Это не отчаянная констатация «факта», что, не дай Б-г, «я ничтожество» и никогда с ними не сравнюсь, а, наоборот, стремление и жажда достижений: когда же я с ними сравнюсь!
И само осознание того, что они — наши праотцы, должно придавать силы: мы же их потомки, наследники их духовных сил. Вся суть их «отцовства» в том, что они не просто развили и усовершенствовали эти силы, но сделали их неотъемлемой частью своей души и передали в наследство нам, произошедшему от них народу и тем, кто к этому народу присоединился. И сегодняшние праведники — тоже живое свидетельство того, что эти силы можно развить. Думаете, у них все легко и нет в жизни проблем и испытаний? Нет, это есть у всех, просто каждый ощущает только свои проблемы, а у других видит красивый фасад.
И у царя Давида, казалось бы, такого неоспоримо великого праведника, тоже жизнь была на самом деле очень тяжелая. Более того — многие всерьез считали его ничтожеством, что можно увидеть, внимательно читая повествование Танаха о его жизни (Книга Шмуэля). Вам, по крайней мере, никто так в лицо не говорит — а ему говорили! При всем честном народе (см., например, Шмуэль II 16:7). И как он на это реагировал? Продолжал служить Б-гу с усиленным рвением — и вдохновением. «С радостью».
Как именно он обретал эту радость и вдохновение?
В частности — с помощи музыки. Ведь песня строить и жить помогает. Вот и Давиду помогала: он сам играл на арфе и звался «сладкозвучным певцом Израиля» (там же 23:1). И своему тестю Шаулю помогал своей игрой развеять мрачные мысли (Шмуэль I 16:23).
Так что, не знаю, какие у Вас отношения с музыкой, но, возможно, Вам не помешает слушать ее больше. Того типа, что Вам нравится, конечно. И в классике, и в современной музыке можно найти вдохновенную, и, даже если нет настроения включать ее, все равно попробуйте, «аппетит» может прийти во время «еды» (личный опыт).
И не только музыку Б-г создал в этом мире, но и шедевры архитектуры, и красоты природы, и другие виды красоты — и все для того, чтобы ими любовались Вы! Серьезно. Он же дал Вам жизнь и поместил Вас там-то, и там же поместил красоты. (Ну, или на экране, к которому у Вас есть доступ). Зачем? Затем, чтобы Вы ими любовались, зачем же еще? И чтобы вдохновлялись. Открывали для себя созданный Им прекрасный мир, наслаждались им и преисполнялись желания принять участие в его дальнейшем совершенствовании.
Вот чего Он на самом деле от нас хочет. Так что, хотя сейчас Вам трудно так просто подняться и запеть, постарайтесь начать делать маленькие шажки. По мере возможности: немного больше музыки, немного больше любования архитектурой и природой, немного больше общения с друзьями и близкими. Или вкусной еды — в буквальном смысле. (Для чего Б-г ее создал, если не для того, чтобы ею насладились Вы?) А там, глядишь, во всех смыслах придет и «аппетит». И хорошее настроение не покинет больше Вас.
Чего Вам и желаю.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Корни настоящей еврейской музыки находятся в храмовых песнопениях. И канторское пение, и хасидские напевы отличаются многообразием и богатством форм.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Рав Меир Мучник
Единственный стимулятор чего-то интересного в моей жизни — это работа...
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Ита Минкина
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Мирьям Климовская
Потехе — час?
Рав Овадья Климовский
Кто будет жесток к милосердным?
Рав Бенцион Зильбер
О каком списке законов идёт речь в книге Дварим? Царь писал их сам?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина