Темы: Конец времен, Кашрут, Машиах, Мидраш, Эдом, Животные, Рав Моше Сытин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныТо, что свинья станет кошерной, — есть ли это в Геморе или в Тосафос? Помоги Вам А — ШЕМ.
Здравствуйте!
Изречение о том, что свинья в будущем станет кошерной, не дошло до нас в сборниках мидрашей и агадот периода танаим и амораим. Но оно неоднократно упоминается у ришоним и ахароним («поздних» комментаторов). Вот некоторые из тех, кто приводит это изречение: Рабейну Бахье (комментарий к Ваикра 11:4), Ритво (трактат Кидушин 49 б), Ор а-Хаим (к Ваикра 11:3), Радбаз (2:828), Хатам Софер (комментарий к концу раздела Шмини), Реканати (к Ваикра 11:7) и другие.
Поскольку никто из ахароним не видел этого мидраша в сборнике, а только в виде цитаты, некоторые сомневаются в его подлинности. Но очень многие мудрецы, среди которых есть и ришоним, приводят это высказывание от имени мидраша, так что, по-видимому, изречение подлинное, но источник до нас не дошел. А сама идея, что в будущем некошерные животные станут кошерными, упоминается в нескольких мидрашах в той или иной форме (см. Ваикра Рабба 11, Шохер Тов на Тэилим 146).
Но далеко не все комментаторы понимают это высказывание буквально. Буквально его понимали Ор а-Хаим а-Кадош и Хатам Софер. Ор а-Хаим (к Ваикра 11:7) считает, что в будущем у свиньи появится недостающий признак кошерности: она станет жвачным животным и ее мясо будет разрешено в пищу без изменения традиционных рамок Галахи. Намек на это он находит в стихе (Ваикра 11:7): «И свинью (не ешьте), потому что (хотя) копыта у нее раздвоены и с разрезом, но жвачки она не отрыгает…» Здесь как бы подчеркнуто: свинья запрещена только потому, что она не жвачное. Если это изменится, то и запрет будет снят. Кроме того, Ор а-Хаим замечает: без огласовок (а их нет в свитке Торы) стих можно прочесть так: «но жвачки она не отрыгивала» — в прошедшем времени. Намек, что в будущем это изменится, свинья станет жвачным животным.
Но большинство комментаторов полагает, что изречение следует понимать иносказательно. Некоторые даже отвергают возможность буквального понимания, говоря, что мясо свиньи никогда не станет кошерным (Рабейну Бахье, там, Тора Тмима на Ваикра).
Многие комментаторы полагают, что «свинья» в этом изречении — символ царства Эдома. Эдом сравнивается со свиньей, поскольку это животное обладает только внешними признаками кошерности — у нее раздвоенные копыта, а «внутренний» признак жвачных животных отсутствует. Потомки Эдома так же «кошерны» внешне — позиционируют себя как блюстители этики и морали, действуя на самом деле по совсем иным законам.
Что же значит — «в будущем свинья станет кошерной»? По мнению некоторых комментаторов, речь идет о том, что в будущем потомки Эйсава раскаются и примут власть Единого Б-га, признают роль еврейского народа.
Согласно объяснению автора «Тора Тмима» (на Ваикра 11, прим. 21), речь идет о том, что в будущем благодаря потомкам Эдома евреи вернутся на свою землю (не приводит ли это на память резолюцию ООН 1947 года?)
Согласно одной из интерпретаций этого мидраша, рабейну Бахье (на Ваикра 11:4) пишет, что Третий Храм будет отстроен потомками Эдома (первые два Храма были построены соответственно царем Шломо и Зерубавелем).
Некоторые объясняли это изречение согласно Каббале: словом «свинья» («хазир») названа духовная сущность — Хазриэль, обвиняющая евреев перед Небесным судом. Изречение говорит о том, что в будущем эта сущность/ангел станет на сторону еврейского народа (Радбаз 2:828, Рабейну Бахье на Ваикра 11:4).
Так или иначе, точно знать, что будет в конце дней, мы не можем. Как сказал Рамбам: никто не знает, как это произойдет, пока это не произойдет. Поэтому будем терпеливо ждать тех времен, когда, с Б-жьей помощью, смысл этого изречения мудрецов станет абсолютно ясным.
С уважением, Моше Сытин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Рафаэль Айзенберг
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Шломо Гольдман
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
Рав Бенцион Зильбер
Ко всем ли твореньям Б-жьим относится заповедь "Не убий"?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина