Темы: Деньги, Бизнес, Тора и бизнес, Заработок, Работа, Чувства и разум
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУ меня есть небольшая компьютерная фирма, где работает около 20 человек. Экономическое положение сейчас не очень хорошее, заказов не так много. Поэтому иногда получается, что какую-то часть времени, когда нет заказа, работники просто отдыхают. Они используют это время для перекуров, распития кофе, некоторые сидят в интернете или просто болтают.
Вначале у меня к этому не было больших претензий, ведь в какой-то мере это моя вина, что не могу обеспечить их работой. Но потом я заметил, что такая обстановка отрицательно влияет на производительность работников. Даже когда есть заказы, они стали не очень напрягаться и продолжают много времени проводить на перерывах, что в результате отрицательно сказывается на качестве работы. У меня возникла идея: придумать фиктивные несуществующие проекты, чтобы нагрузить их работой, так они не будут расслабляться и, когда нужно, будут серьезно относиться к своим обязанностям. Что вы думаете по этому поводу?
Большое спасибо, что обратились к нам. С точки зрения еврейского закона существует спор, запрещено ли занимать наемных работников бессмысленным трудом. В любом случае с этической точки зрения это неприемлемо. Попробуйте применить свою руководительскую смекалку и придумать, как занять работников по-другому.
Давайте разберем Ваш вопрос подробнее. Еврейский Закон уделяет большое внимание отношениям работника и работодателя, значимым во многих сферах современного бизнеса. Поэтому давайте попробуем разобраться, можно ли с точки зрения еврейского Закона загружать работников ненужной работой.
Ненужная работа упоминается в самой Торе. Речь идет о ситуации, когда бедный человек, которому не хватает на пропитание, продает себя в рабство. Тора (Ваикра 25:39) предписывает особое отношение к такому рабу. В частности, запрещено использовать его на работах, которые обычно выполняются именно рабами и поэтому унижают его: например, нести вещи за господином в баню или обувать его. Такого раба можно использовать только на работах, которые обычно выполняют наемные работники, например, на полевых работах или в ремесленной деятельности.
Затем Тора (Ваикра 25:43) говорит, что такого раба нельзя нагружать непосильным трудом (бэ-фарэх). Что же называется непосильным трудом? Например, нагревать воду, которая впоследствии не будет использована, или обрабатывать виноградник, когда время работы точно не определено, скажем, когда хозяин говорит: «Работай, пока я не вернусь».
Приведенные примеры показывают, что «непосильным» называется не столько физически тяжелый труд, сколько такой, который подавляет психологически. Ведь не секрет, что самое тяжелое для человека — делать работу, результаты которой никому не нужны, или работу, цели или сроки которой не определены.
Из комментария Раши следует, что запрет Торы нарушается, только когда хозяин поручает рабу такую работу, чтобы поиздеваться над ним. Рамбам (Законы о рабах 1:6) приводит те же примеры, что и Раши, но подчеркивает: запрет нарушается не только в тех случаях, когда раба нагружают бессмысленной работой или работой без временных рамок, когда это делается ради издевательства над рабом, но также — когда хозяин просто хочет занять раба, чтобы тот не бездельничал.
Следующий очевидный вопрос: такую работу запрещено поручать только еврейскому рабу, о котором говорилось выше, или наемному работнику тоже? Понять, в чем различие между ними, достаточно легко: ведь наемный работник — свободный человек и всегда имеет возможность оставить работу, если она ему не подходит, а у раба такой возможности нет. Поэтому, если наемный работник соглашается выполнять эту работу, можно предполагать, что она его устраивает.
Сефер а-Хинух (мицва 346) разбирает этот вопрос и подчеркивает: непосильным трудом запрещено занимать только еврейского раба, а к обычному наемному работнику это не относится. Так же считает и Рамбам.
Однако Сефер а-Хинух говорит: хотя наемному работнику такую работу поручать не запрещено, работодатель должен проникнуться «духом» этого запрета и относиться с уважением к нуждам наемных работников, не давать им заданий, которые подавляют их психологически. Сефер а-Хинух говорит, прежде всего, о бедных наемных работниках — они наиболее уязвимы, им нелегко оставить свою работу и найти другую. Исследования современного рынка труда также свидетельствуют: люди не спешат оставлять рабочее место, даже если условия труда не самые подходящие, если только им реально не предложили работу лучше нынешней. Получается, что и современным работодателям неэтично занимать наемных работников бессмысленным трудом.
Следует также отметить, что Рабейну Йона в своей книге Шаарей Тшува (3:60) не принимает мнение Рамбама и Сефер а-Хинух и говорит, что бессмысленным трудом запрещено занимать не только еврейского раба, но и любого наемного работника. Рабейну Йона сильно расширяет рамки этого запрета и говорит, что, в принципе, он действует в любом случае, когда один человек просит другого сделать для него какую-то работу, тяжелую или легкую, а другой не может отказаться — из-за страха, стеснения или по какой-то иной причине. Таким образом, согласно мнению Рабейну Йоны, современным работодателям запрещено давать работникам бессмысленные поручения по закону, а не только с этической точки зрения.
Итак, мы видим, что у законодателей нет единого мнения о том, запрещено ли давать наемным работникам бессмысленные задания. В любом случае это неэтично. Более того, даже с практической точки зрения это не самое полезное: в конечном счете это может непоправимо подорвать авторитет руководства в глазах работников. Ведь, если они узнают, что те проекты, которыми они занимаются, на самом деле фиктивные, они почувствуют себя униженными и в дальнейшем будут относится к работе менее ответственно.
Поэтому, хотя Ваша позиция очень понятна (непросто платить деньги, заработанные тяжелым трудом, за безделье сотрудников), стоит, все же, поискать какой-то другой выход из создавшейся ситуации, чтобы не занимать их фиктивными проектами. Вы как руководитель наверняка сумеете найти какое-нибудь полезное решение. Может быть, есть возможность организовать для них пока что курсы повышения квалификации или поручить им делать разработки для будущих проектов?
Желаем Вам удачи в организации бизнеса по законам Торы.
С уважением, Яков Шуб
Читайте также: тема Работа и заработок
Рав Натан Агрес
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Ашер Кушнир
Рав Зеев Гершензон
Как научиться контролировать свои эмоции без ущерба себе и окружающим?
Рав Зеев Урман
Уму или чувству?
Мирьям Климовская
Рав Шауль Вагшал
Виктория Фридман
Кого любит Б-г?
Рав Реувен Куклин
Кто богат?
Акива Татц
Те вещи, которые осознаются «знанием» («даат»), никогда нельзя выразить, доказать или измерить.
Рав Реувен Куклин
Если бы все играли в азартные игры, кто бы работал? А если бы все изучали Тору?..
Рав Моше Пантелят
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина