Оглавление
Понятия работы и заработка [↑]
Понятия «работа» и «заработок» обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок, как гласит известная поговорка: «Кто не сеет, тот не жнет!» И действительно, на первый взгляд, только путем упорного труда можно достигнуть финансового успеха.
Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так!
Заработок, средства к существованию посылаются человеку Свыше по милости Всевышнего, как сказано в Псалмах царя Давида (136:25): «Дающий пищу всему живому, ибо вечна милость Его», и сказано (145:16): «Раскрывает Он руку Свою и насыщает все живое согласно желанию его».
А в Талмуде говорится (трактат Бейца 16а): «Пропитание человека устанавливается ему от Новолетия до Новолетия, кроме затрат на соблюдение Субботы и обучение детей Торе[1]». Т.е. всё, что касается пропитания, и, в частности, финансовый достаток устанавливается человеку по результатам суда в Рош а-Шана — еврейское Новолетие, когда Творец мира подводит своего рода «годовой баланс» и по результатам прошедшего года выдает все ресурсы для года наступающего.
Необходимость в работе, в нелегком физическом труде — это всего лишь стороннее условие, без исполнения которого невозможно «переправить» установленное благо «с Небес на землю».
Необходимость в физическом труде — следствие греха [↑]
Но откуда взялось это условие? Почему Всевышний не может обеспечить человека всем необходимым без колоссальных усилий с его стороны?! Оказывается это состояние — одно из последствий первородного греха первого человека — Адама!
Сотворив Адама, Творец поместил его в Ган-Эден (буквально «Сад Утонченности»), полный прекрасных фруктовых деревьев, предназначенных в пищу человеку, и обладающий оптимальными климатическими условиями. В своем первоначальном состоянии действительно не было у Адама никакой необходимости в физическом труде ради самообеспечения, он был полностью избавлен от бытового бремени и мог целиком посвятить себя основной цели своего появления на свет — постижению Творца и духовным изысканиям.
Но первородный грех в корне изменил картину вещей! Адам был изгнан из Ган-Эдена, и вдобавок на него снизошли всевозможные проклятия, одно из которых: «Проклята земля из-за тебя, в муках будешь кормиться от неё все дни свои, тернии и кустарник будет взращивать тебе, в поте лица будешь есть хлеб» (Берешит 3:17-19). С этого момента и далее человеку придется прилагать значительные усилия, чтобы обеспечить себя пропитанием и всем необходимым.
Об этом же сказано в Талмуде (трактат Кидушин 82а): «Рабби Шимон сын Эльазара говорил: “Видел ли ты птиц или животных, изучающих профессию? И, тем не менее, они получают свое пропитание без мук и усилий. Но ведь они были созданы, чтобы прислуживать мне, а я — прислуживать моему Создателю, почему же мое пропитание достается мне с муками? Потому что я совершал дурные поступки (грешил)[2] и потерял средства к существованию!”»[3].
Как выяснилось, необходимость в тяжелом физическом труде — это часть проклятия, снизошедшего на человечество вследствие греха Адама. Со стороны Всевышнего ничего не изменилось, но со стороны человека нет у него возможности получить свое пропитание пока не исполнится на нем проклятие «в поте лица будешь есть хлеб»! На что это похоже? На любящего отца, оставившего сыну приличную сумму в сейфе; деньги уже ждут сына, но для того чтобы открыть сейф, необходим ключ. Ключ — не причина заработка, а средство устранить внешнюю преграду, разделяющую между получателем и положенным ему подарком. Так же и в нашем случае — не сама работа приводит к достатку, как может показаться неискушенному взгляду, а факт труда устраняет преграду, задерживающую заведомо установленное благо.
Трудно достается пропитание… [↑]
В Талмуде (трактат Псахим, 118а) написано: «Трудно (достается человеку) пропитание, так же как (трудно было) совершить рассечение Красного моря». Разумеется, говоря об Абсолютном и Всемогущем Творце, мы не можем допустить, что ему «трудно» что-либо сделать.
Раши разъясняет: и рассечение вод Красного моря, и обеспечение человеку парнасы — и то, и другое требует слишком явного Высшего вмешательства в законы природы, то есть чуда. Дополняет объяснение рабби Хаим Шмулевич: Вс-вышний устроил мир так, что чем больше человек полагается на Б-га, тем больше есть возможность помочь этому человеку. Не потому, что Вс-вышний «не может» помочь просто так, а потому что в этом смысл человеческой жизни — приблизиться к Б-гу, понять, что именно от Него зависит все.
Для этого Творец свое вмешательство в естественный ход дел обусловил упованием на Него. Получается, что чем больше у человека уровень битахона (упования на Б-га), чем больше он доверяет Создателю, тем большее чудо Он готов совершить для этого человека.
Вс-вышний, как и во время рассечения моря, хочет, чтобы мы полагались на Него, а не на собственные силы. И для человека это очень трудно. Для человека, а не для Творца. Но чем больше будет наш битахон — тем меньше нам надо будет трудиться для пропитания, тем больше «возможностей» дать нам парнасу (пропитание) с Небес.
Стремиться к высокому заработку? [↑]
Хорошо ли стараться заработать больше денег? Тора вовсе не повелевает нам от этого воздерживаться. «Шесть дней работай и делай всякое дело твое» (Шмот 20, 8). Действительно, Б-г устроил мир так, что на жизнь надо зарабатывать. Вопрос, в первую очередь, состоит в целях.
Если человек зарабатывает, чтобы приобретать предметы роскоши и преумножать свое состояние, он не приносят пользы ни другим, ни самому себе: забывая о духовности, гонится лишь за материальными благами. Причем вскоре прибыль перестает приносить такому человеку наслаждение, как говорят мудрецы: «Если есть у него сто — хочет двести».
Но если цель заработка — оплата необходимых расходов и помощь другим, то такое стремление, безусловно, приносит пользу и самому человеку, и всему обществу. Много в мире людей и благих проектов, которые не смогли бы продержаться без поддержки меценатов. И, если те не заработают деньги, как же они сумеют помочь всем, кто в этом нуждается?
Ради парнасы [↑]
Как далеко должны простираться наши усилия по добыванию средств к пропитанию? Орхот Цадиким пишет: «Надейся, что Вс-вышний даст тебе пропитание и то, что требуется в достаточной мере, и не торопи время, и не гонись за тем, что отрывает тебя от занятий Учением. И когда человек уповает на Вс-вышнего, он… не станет гнаться за излишками. Ему будет достаточно того, что он сможет найти в определенный час. А в прочее время сможет стараться приобрести жизнь в мире будущем. И так сказали мудрецы: “Побольше учись и поменьше занимайся делами” (Нида 70б); “Сделай Учение главным, а дела второстепенным” (Сифри Ваэтханан 6; 7)».
Хафец Хаим, живший в ту эпоху, когда многие евреи уезжали из местечек в Америку «за лучшей жизнью», писал, что главная причина, по которой человек покидает свою родину — это зависть к товарищам, приезжающим оттуда с сотнями рублей, и «предвидит он благополучие себе в сердце своем», говоря, что и он так же разбогатеет, как они…
Бывает, что ради призрачных «капиталов» — и во времена Хафец Хаима, и в наше время — люди оскверняют субботу, не успевают помолиться, не накладывают тфилин, находятся в нееврейской среде, которая неизбежно влияет на них. Вопрошает Хафец Хаим: «В будущем же — кто знает, сколько времени придется им провести в аду за эти преступления?»
В жизни мы всегда выбираем, исходя, как нам кажется, из ситуации. Мы взвешиваем обстоятельства и принимаем решение, как действовать. На самом же деле зачастую наша оценка ситуации вытекает из наших собственных склонностей и желаний. Есть люди, которым по их обстоятельствам кажется, что отказ от работы в субботу повредит их парнасе. Другим кажется, что честность в бизнесе помешает их благосостоянию. А третьим кажется, что если они отведут определенное время на изучение Торы, это помешает их делам.
В действительности человек выбирает свой путь, и по тому пути, который человек выбирает, Б-г ведёт его. Если человек твёрдо решил соблюдать субботу, Б-г пошлёт ему пропитание без нарушения субботы. И, наоборот, соблюдение субботы принесёт ему благословение и в парнасе, и в других сферах жизни.
Ниспосланием парнасы ведает лишь Творец. Каким бы неистовым ни было стремление человека к успеху в своих делах, его замыслы могут быть разрушены и старания обращены в ничто, если таков Б-жественный план. И наоборот, если Небо решит дать ему богатство, то он добьется его и самыми незначительными усилиями.
Практические выводы [↑]
Истинное понимание вещей имеет важное практическое применение!
Если необходимость в работе — не первопричина достатка, а только внешнее условие (исполнение проклятия) — чрезмерное старание не приведет к большему результату! Это похоже на бак с водой, имеющий краник: добавление еще одного краника не увеличит количества воды, а разве что приведет к ее преждевременному расходу.
Именно это и имеет в виду Талмуд, говоря, что пропитание человека устанавливается ему заведомо на год вперед — с одной стороны, нет необходимости прибегать к чрезмерным стараниям, ведь в любом случае бюджет уже установлен, а с другой — попытка увеличить доход в начале года может привести к его недостатку в конце[4].
Но какое старание все-таки следует приложить?
Обычно принято ориентироваться на поведение большинства нормальных людей в данном месте в данное время. Но в принципе это вопрос индивидуальный, во многом зависящий от духовного уровня человека. Чем выше человек в своем духовном развитии, чем больше способен он искренне положиться и уповать на опеку Всевышнего, тем меньше стараний он должен прилагать ради самообеспечения. Духовно совершенствуя себя, человек исправляет в своей душе последствия первородного греха, что естественным образом ведет и к сокращению проклятия, связанного с этим грехом. А освободившись от этой ноши, он сможет посвятить сэкономленные время и силы дальнейшему духовному подъему.
Ман — «пособие» по отношению к заработку [↑]
Прежде чем ввести еврейский народ в Обетованную Землю, Всевышний даровал им ман (небесную манну), которым питался народ на протяжении сорока лет пребывания в пустыне. Помимо своей прямой функции — обеспечить пропитание народа — ман служил для евреев «живым пособием» по упованию на Творца и ежедневно демонстрировал, что пропитание исходит только от Всевышнего, вне зависимости от усилий человека. Как сказано (Шмот 16, 17-18): «И собирали сыны Израиля ман, кто больше, а кто меньше. Но при измерении собранного омером[5] обнаруживалось, что у собиравшего много не было лишнего, а у собиравшего мало — не было недостатка, у каждого было ровно по необходимости». Более того, для праведников ман выпадал прямо рядом с их шатром, а грешники должны были хорошенько потрудиться, прежде чем дневная «норма» попадала в их руки[6].
Этот важный урок был особенно необходим перед входом в Землю Израиля, когда каждый должен был получить свой земельный надел и добывать хлеб насущный путем собственного физического труда. Но Всевышний повелел взять одну порцию мана и поместить ее на хранение в Святая Святых возле Ковчега Завета, чтобы это служило и для будущих поколений уроком по правильному отношению к понятию заработка[7]. Пророк Ирмияу, живший в последние годы Первого Храма (примерно восемьсот лет после исхода из Египта), упрекал народ в недостатке упования на Творца и показывал им сосуд с маном, которым питались их предки в пустыне (см. Ирмияу 2:31). Понятно, что этот урок актуален и в наше время.
По этой причине ежедневное чтение «Парашат а-Ман» — отрывка Торы, рассказывающего о мане (книга Шмот 16, 4-36), издревле считается проверенным средством для достижения финансового успеха[8]. Так приводится в Иерусалимском Талмуде (трактат Брахот): «Каждому, кто произносит эту главу каждый день, обещано, что никогда не будет у него недостатка в пропитании»[9].
Заповеди, усиливающие упование на Творца [↑]
Эту же цель преследует заповедь благословлять до и после еды — «Биркат а-Мазон». Она напоминает нам, что средства на пропитание не приходят к нам в заслугу собственных усилий, а постоянно посылаются щедрой и заботливой рукой Творца. В книге «Сефер а-Хинух» сказано, что тому, кто тщательно исполняет эту заповедь, даруется пропитание все дни его жизни, да еще с почетом (см. «Мишна Брура» 185:1)[10].
Есть в Торе и другие заповеди, призванные развить меру упования и обуздать ощущение собственного величия и независимости. Так заповедь о субботнем покое, запрещающая будничные работы, а также заповедь Шмиты — седьмого года, в который запрещены почти все сельскохозяйственные работы, кроме прочего преследуют своей целью продемонстрировать человеку провидение Всевышнего и Его заботливую опеку. Еженедельно закрывая свой бизнес перед началом Субботы и свое поле перед седьмым годом, каждый еврей внедряет в свое сердце чувство упования на Творца. Такая самозакалка из раза в раз усиливает меру упования, тем более, когда человек реально видит, что ничего не теряет, соблюдая заповеди Всевышнего[11].
Важность прямоты и честности при ведении бизнеса [↑]
Если работа — это только условие преодолеть преграду проклятия, понятно, что различные запретные действия, направленные на достижение прибыли, не могут быть засчитаны как исполнение этого условия. И даже если на первый взгляд они приводят к желаемому результату, это только вопрос времени (которого у Всевышнего много), когда человеку предъявят неоплаченный счёт с добавлением штрафа…
С работой связаны многие запреты и заповеди Торы: не укради, не обманывай, не задерживай плату работнику, выплата зарплаты вовремя и многие другие. Наемный работник, получающий почасовую оплату, обязан полностью посвятить себя поставленной задаче и не растрачивать драгоценное время хозяина. Тот, кто работает в офисе работодателя, должен остерегаться воровства даже в мелочах — использование рабочего телефона для личных бесед, рабочих бланков и бумаги для собственных целей и т.д. Кроме этого, работник обязан в точности исполнять все условия работодателя, даже если они не соответствуют принятым рамкам в других местах. Перед началом любой работы следует ознакомиться с законами, связанными с нею. В кодексе еврейского закона Шульхан Арух (раздел Хошен Мишпат) имеются по этому поводу целые главы, а тот, кто не может проучить их самостоятельно, должен обратиться за консультацией к сведущему раввину. Причем это касается как работника, так и работодателя.
Большое значение имеет также место работы и окружение сотрудников. Желательно выбирать место работы, соответствующее духу Торы.
О важности правильного и честного ведения бизнеса можно судить из сказанного в Талмуде (Шаббат 31а): «Когда вводят человека на суд (сразу же после смерти), спрашивают его: честно ли вел ты свой бизнес? Было ли у тебя постоянное время для изучения Торы?..». Первое, что спрашивается с человека, — это вопрос его прямоты и честности в финансовых делах, это предшествует даже вопросу об изучении Торы!
В источнике вопрос о бизнесе звучит так: «Насата ве-натата бе-эмуна?», что значит: «Была ли твоя купля-продажа верной?» — без воровства, обмана и т.п. Но слово «бе-эмуна» можно понять и как «с верой». Согласно этой трактовке, данный вопрос включает в себя дополнительное значение: «Вел ли ты бизнес с верой в то, что не твои усилия, а провидение Всевышнего приводят тебе достаток?», как мы объяснили выше.
Работа и изучение Торы [↑]
Но действительно, почему именно этот вопрос считается главным, разве изучение Торы не важнее финансовых дел?
Ответ содержится в словах мудрецов (Тана двей Элияу Раба гл. 1): «Дерех эрец кадма ле-Тора» — «Хорошие качества характера и нравственное поведение предшествуют Торе!». Только тот, кто имеет задатки этических норм, способен изучать Тору. Более того, если мудрец ведет себя недостойно по отношению к людям и их имуществу, он оскверняет Имя Всевышнего и саму Тору, ведь что окружающие скажут о нем: «Смотрите! Он учит Тору и так себя ведет!», а это самое страшное прегрешение. И напротив, тот, кто ведет себя достойно по отношению к людям и изучает Тору, прославляет Имя Творца, что является самой большой заповедью[12].
С другой стороны, не стоит забывать и о втором вопросе: «Было ли у тебя постоянное время для изучения Торы?». Каждый работающий человек должен выделить определенное постоянное время утром и вечером, полностью посвященное учебе. Так учили мудрецы (Авот 4:10): «Раби Меир говорит: меньше времени уделяй работе ради заработка и изучай Тору».
Еще сказано в Талмуде (трактат Кидушин 30б): «Так же, как обязан отец научить своего сына Торе, так же обязан научить его ремеслу!». Потому что если нет устойчивого заработка, не может быть и Торы, как сказано в трактате Авот (2:2): «Хорошо сочетать изучение Торы с ремеслом… а любое изучение Торы, не сочетаемое с трудом, сходит на нет и влечет за собой грех»[13].
Правильное намерение во время работы [↑]
В завершение приведем наставление мудрейшего из людей — царя Шломо (Притчи 3:6): «Во всех путях твоих познавай Его (Всевышнего)» — как объяснили наши мудрецы: «Пусть будут все деяния твои во имя Небес», т.е. не только заповеди, но и самые обыденные материальные действия должны сопровождаться соответствующим намерением. Так и в работе, если человек работает из-за жажды к деньгам, ради карьеры, почета и т.д., он очень далек от совершенства. То же самое можно сделать, преследуя и иные цели — как-то содержать себя и свою семью, чтобы была у них возможность соблюдать заповеди, чтобы заработанными деньгами поддержать неимущих. Зачастую сама работа приносит пользу потребителю, и в этом также есть благое намерение, и т.д.
Подобные мысли во время работы придают самым простым и обыденным действиям необыкновенную глубину, они возвышают человека и помогают ему достойно исполнять возложенные на него обязанности. А тот, кто честно и ответственно относится к своему труду, ежедневно освящает Имя Творца и накапливает колоссальные заслуги!
[1] Затраты на заповеди составляют отдельную бюджетную статью, не связанную с динамикой остальных доходов и расходов. Если человек затрачивает средства ради заповеди, это рано или поздно будет ему возмещено (по Раши там).
[2] Важно подчеркнуть, что даже тот, кто не грешил сам, все равно в той или иной мере подвержен влиянию проклятия, распространившегося на всех потомков Адама, и только особые личности удостаивались полностью избавиться от него.
[3]Первородный грех не только породил необходимость в труде, его основное последствие выражалось в отдалении человека от его Создателя, весь мир как бы погрузился в духовную тьму, в гуще которой не так-то легко обнаружить Творца и Его неустанное провидение. Сама форма мироуправления облачилась в естественные процессы, вызывающие ощущение независимости, когда у человека появляется возможность справиться со своими проблемами самому, если только ему удастся поработить силы природы. Это одно из тяжелейших испытаний, выпавших на долю человечества, и выдерживая его, этап за этапом мы исправляем последствия первородного греха.
[4] См. комментарий Раши там.
[5] Оомер — определённая мера объема. На каждого члена семьи выпадал один омер мана на день.
[6] Талмуд, трактат Йома 75а.
[7] См. книгу Шмот (16:32) с комментарием Раши.
[8] Этот отрывок приводится почти во всех сидурах (молитвенниках) после утренней молитвы, а после него там есть особая молитва о заработке, а также собрание соответствующих псуким — отрывков из ТаНаХа.
[9] Обычай читать эту главу как средство преуспеть в финансах приводится в порядке утренней молитвы рабби Амрама Гаона (более тысячи лет назад) и других самых ранних законодателей. Но, как отмечает «Мишна Брура» (1:3) и другие источники, для достижения цели недостаточно простого прочтения, а необходимо понять смысл и суть этой главы, а затем взять их на личное вооружение.
[10] Для этого необходимо произносить благословение сосредоточенно, продумывая сказанное и намереваясь отблагодарить Всевышнего за Его дар. Чтобы облегчить эту задачу, в «Мишне Бруре» приводятся несколько рекомендаций: читать глядя в сидур, а не по памяти, произносить «Биркат а-Мазон» вслух, а не шепотом, это способствует концентрации мысли. Хотя «Биркат а-Мазон» можно читать на любом языке, наилучшим вариантом является чтение на иврите — языке Торы.
[11] Кроме того, Суббота — это источник благословения, от которого зависит благо всей недели. Достойное соблюдение законов Субботы является залогом достойного заработка, а пренебрежение к ней ведёт к обратному результату.
[12] См. Элия Раба на Орах Хаим конец гл. 156.
[13] Тем не менее, эта рекомендация относится только к большинству людей. Но для меньшинства есть и другой путь — полностью посвятить себя изучению Торы, а в вопросе достатка положиться на Всевышнего, но это отдельная тема, выходящая за рамки данной статьи.