Темы: Изучение Торы, Письменная Тора, Рав Меир Мучник, Комментарий
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКто может толковать или комментировать Тору?
Здравствуйте!
Тору может толковать или комментировать всякий — да не всякий…
С одной стороны, у каждого еврея есть свой удел в Торе. Мудрецы говорят, что в Торе содержится 600000 букв, что соответствует числу евреев, вышедших из Египта и составляющих наш народ. То есть, у каждого еврея есть своя «буква» в Торе. Он вносит свой вклад в ее написание. У каждого может появиться своя мысль, которая не приходила в голову и самым великим раввинам, какой-то уникальный взгляд.
С другой стороны, конечно, не всякий может дать глубокую лекцию по любой теме Талмуда, какие дают раввины, преподающие в ешивах, и не всякий может издавать постановления по практическому выполнению законов (Галахе). Для этого нужна очень серьезная экспертиза, от эксперта требуется опыт изучения соответствующих областей Торы и багаж знаний, накопленный в результате долгого и упорного труда.
Считается также, что даже самые великие раввины нашего времени не могут выводить новые толкования Торы с помощью так называемых «тринадцати методов толкования»: гзера шава, каль ва-хомер и др., и на этой основе выводить из самого текста письменной Торы новые законы или аспекты законов. Но они могут анализировать законы, которые вывели с помощью подобных методов мудрецы Талмуда, и решать, когда и как логика диктует их применение в наше время.
В чем разница между теми поколениями мудрецов и более поздними?
Система текстов и комментариев Торы подобна дереву. В корне и основе всего — Танах (Пятикнижие, Пророки и Писания): это «классика». Затем Талмуд с комментариями, галахические своды «Йад Хазака», «Шульхан Арух» и др., тоже со своими комментариями. И так далее, от более древних и «корневых» текстов, толкований и комментариев до более современных «ветвей» — и дерево продолжает расти, конца не видно! В нашем поколении люди продолжают изучать и комментировать Тору, только меняется их роль и место на «дереве»: в прошлом комментариев было сравнительно немного, но они были в большей мере классическими — мощными корнями и стволами. Теперь наоборот, книг и лекций много, но большинство являются не классикой, а сравнительно мелкими «ветвями».
Ну, а в чем различие между разными «ветвями» в одном поколении? Между каждым евреем, у которого при изучении Торы может быть свое озарение, и раввином, который преподает анализ Талмуда в ешивах или издает галахические постановления?
В ответственности.
Когда человек не просто высказывает различные идеи, с которыми другие вправе соглашаться или не соглашаться, а преподает их тем, для кого он является авторитетом, тем, кто воспринимает его слова как слова самой Торы, он должен быть гораздо более ответственным.
Поэтому и ведущие раввины на каждом этапе истории чувствуют, что определенные комментарии могли делать только раввины предыдущих эпох, а они уже не могут. Более фундаментальные толкования, на которых держится вся «крона» дерева Торы, требовали более мощной, «корневой» экспертизы.
Быть может, здесь уместно сравнение с такими навыками, как, например, игра на музыкальном инструменте. Кто может играть? В принципе, любой человек, который научится нажимать правильные клавиши (перебирать правильные струны) и читать музыку по нотам или подбирать на слух. Такой человек вполне может играть дома в свое удовольствие. Но кто может исполнять музыку на концерте? В принципе, тоже каждый. Но здесь уже требуется другой уровень надежности, поскольку иная ответственность. Одно дело, если что-то сорвалось при игре дома, наедине с собой или даже в семейном кругу. Но если на концерте, с его аудиторией и атмосферой, — это уже совсем другое дело… Поэтому требуется иной уровень профессионализма и надежности, и не всякому доверят.
Пусть каждый из нас обретет свою долю в Торе и максимально разовьет тот потенциал в ее изучении и толковании, который в нем заложен.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Зеев Урман
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Рав Меир Мучник
Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина