Темы: Каббала, Числа, Изучение Торы, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый Раввин, скажите, а что означает число 40 в жизни человека? Я имею в виду, что в 13 лет мальчик становится взрослым, а в 12 девочка — взрослой; а что происходит с человеком в 40 лет?! Почему именно 40 лет Моше водил народ Израиля по пустыне, и почему в 40 лет можно учить Каббалу!? Александр
Здравствуйте, Александр!
По словам мудрецов (Авот 5:21), сорок лет — это возраст обретения «понимания» (бина). Обычно это свойство объясняют как способность лэавин давар ми-тох давар — «понимать одно из другого». То есть воспринимать не только саму информацию, но и то, что из нее следует, то, какое влияние окажет то, о чем нам сообщили. В целом речь идет о глубоком понимании чего-либо, а не просто о поверхностном знании.
Поэтому сороковой день рождения человека считается рубежом, на котором он приходит к более глубокому пониманию жизни и всего, что о ней знает.
Сорок лет странствий по пустыне связаны, строго говоря, с другим — это было наказанием за то, что народ поверил клевете разведчиков о Земле Израиля, которую они обследовали в течение сорока дней — за каждый день вступление в Землю Израиля откладывалось на год.
Но, так или иначе, в конце этого срока Моше сказал народу (Дварим 29:3): «И не дал Б-г понять вашему сердцу и увидеть вашим глазам и услышать ушам до сего дня». Отсюда мудрецы (Авода Зара 5 б) выводят принцип: ученик до конца понимает слова учителя только через сорок лет. Ибо прошло сорок лет со времени чудес Исхода и дарования Торы, которые упомянул Моше, и он сказал, что только теперь евреи могли до конца все это понять.
Согласно мнению многих мудрецов (например, Раши в Махзор Витри), это тот же принцип, что упоминается в трактате Авот: сорок лет — возраст обретения глубокого понимания.
Но возникает вопрос: ведь Моше говорил о сорока годах с начала обучения — дарования Торы, а в трактате Авот речь идет о возрасте — т.е. сорокалетнем сроке, прошедшем с момента рождения. А ведь не все эти годы человек непрерывно учится, как евреи в пустыне, которые родились еще до увиденных чудес и дарования Торы.
Ответ я слышал такой: речь идет не о понимании конкретных фактов, услышанных от наставника, а об усвоении образа его мыслей, его школы. Такие вещи передаются не прямым текстом, а постепенно, естественным образом, в процессе обучения. В этом смысл утверждения, что ученик до конца понимает учителя только сорок лет спустя: проучившись у него сорок лет, ученик обретает его мышление, начинает видеть Тору его глазами, достигает его уровня развития в Торе. (Поэтому Моше упомянул и события, произошедшие уже в конце сорокалетнего странствия, — теперь, обретя его «школу», евреи могли сразу правильно понимать и их).
Поэтому отсюда делают вывод о том, в каком возрасте человек обретает «понимание»: с рождения он проходит «школу жизни». И на основе полученного к сорока годам опыта — всего, что он за это время познал, увидел и пережил, — достигает определенного уровня в этом понимании, обретает свой взгляд на жизнь. Взгляд, на порядок более глубокий, чем прежде.
И поэтому только в этом возрасте можно начинать изучать Каббалу — т.к. она предполагает глубокое постижение мира, недоступное тому, у кого еще нет соответствующей базы.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Меир Мучник
Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Эстер Гринберг,
из цикла «Женщина женщине»
Приданым являются не деньги девушки, а ее душевные качества. Примером праведной супруги является жена рабби Акивы. Она отрезала и продала свою косу для того, чтобы муж имел возможность изучать Тору. Муж и жена должны непрерывно поддерживать психологический баланс в семье.
Рав Реувен Куклин
Понимаю, что это что-то связанное с Каббалой...
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.