Темы: Тшува, Йом Кипур, Пророчество, Чтение Торы, Йона, Сгула, Мендель Агранович
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом алейхем. Скоро праздники. В какой день читают «Мафтир Йона»? И почему люди за его чтение дают большие деньги? Какие сгулот он содержит? И что делать, если человек купивший его, не знает иврита? Будут за него читать? С наступающими Вас. Эмиль
Уважаемый Эмиль!
Мафтир Йона — это третий вызов к Торе в минху Йом-Кипура. Считается самым почетным выходом к Торе, есть мнения, что это является хорошим знаком — сгулой на заработок и благополучие. Мишна Брура не упоминает об этом, но все поским (галахисты) пишут, что в истории пророка Йоны есть упоминание о тшуве — возвращении к служению Б-гу вопреки любым своим интересам. Ведь пророк Йона, получив пророчество для жителей Нинвэ, не хотел пророчествовать перед ними именно из-за личного отношения к этому. Он опасался, что услышав пророчество, жители Нинвэ раскаются, и этот факт послужит для обвинения еврейского народа, который раскаивается не так легко…
Еще один важный урок, вытекающий из этой книги (автор комментария Мишна Брура пишет об этом в Шаарей Циюн — ссылках на источники): нет возможности убежать от роли, отведенной нам Провидением. В конце концов пророк Йона выполнил всё, что хотел от него Всевышний. Более того, в Нинвэ прибыли моряки с корабля, на котором Йона плыл в Таршиш, и засвидетельствовали: этот человек был брошен ими в море и оно тут же успокоилось, поэтому — ему нужно верить. Так как ясно видно, что Б-г руководит его действиями напрямую. Так вот, любой человек должен понимать, что нет смысла убегать от служения Б-гу. Не в этом — так в другом состоянии или гильгуле (реинкарнации) придется выполнить то, что Б-г хочет от нас.
Человек, которого вызвали к Торе, обычно не читает сам текст, а только произносит благословение на чтение, как написано в Сидуре (молитвеннике). Когда читается Афтара, нужно произнести несколько благословений: одно до чтения и четыре после. Лучше заранее потренироваться их произносить (без упоминания имени Всевышнего). Если человек не знает иврита, он может слушатьбаал-корэ, чтеца Торы. Это принято во многих общинах: вызванный к Торе не читает Тору сам, чтобы не смущать тех, кто не может этого делать.
Деньги платят из-за важности идей, заложенных в Книге Йоны, и из-за сгулы на богатство.
Шана Това.
С уважением, Мендель Агранович
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Всевышний направил Йону в Иерусалим с предупреждением, что город вскоре будет разрушен. Но поскольку жители Йеуды совершили искреннее раскаяние, исполнение грозного приговора было отложено. А Йону стали называть лжепророком.
Рав Реувен Куклин
Таршиш — что, специальное какое-то место, где нет Б-жественного Присутствия?
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
История Йоны в чреве кита
Рав Реувен Пятигорский
Рав Мендель Агранович
Саба из Кельма,
из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме»
Исследователи называют человека «общественным» творением, поскольку существование мироздания невозможно, если о нем не будут заботиться его обитатели все вместе
Хава Куперман,
из цикла «12 малых пророков»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Мендель Агранович
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Диврей Аямим («Книга Хроник») — Летописи царей Израиля»
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина