Темы: Гордость, Рав Реувен Куклин, Богобоязненность, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Пожалуйста, научите. Как поступать с ощущением собственного достоинства? Человек не может жить без ощущения собственного достоинства, но желание этого ощущения ведет к высокомерию. Где и как провести правильную границу? С.
Уважаемый С.,
Вы задаёте хороший вопрос.
Мы должны понимать, что Творец дал нам очень высокую и значительную душу, что мы Ему важны, Ему важны наши действия, наши мысли, наши речи, все Его «мысли» — о человеке, как сказано (Тэилим 40, 6): «Чудеса Твои и помыслы Твои — о нас». В этом наше достоинство.
Такие мысли не приведут нас к высокомерию, ведь мы осознаём, что вся эта значимость — от Творца, не от нас. И об этом сказал царь Давид (Теилим 8): «Когда вижу я небеса Твои, дело перстов Твоих, луну и звезды, которые устроил Ты, (Думаю): что (есть) человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нем? И Ты умалил его немного перед ангелами, славой и великолепием увенчал его. Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, все положил к ногам его: Весь мелкий и крупный скот и зверей полевых, Птиц небесных и рыб морских, проходящих путями морскими. Г-споди! Господин наш! Как величественно имя Твое во всей земле!» Мы видим, что царь Давид, с одной стороны, говорит о величии человека: «Ты умалил его немного перед ангелами, славой и великолепием увенчал его. Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, все положил к ногам его: Весь мелкий и крупный скот и зверей полевых, Птиц небесных и рыб морских, проходящих путями морскими». С другой стороны, это не приводит его к высокомерию, а, наоборот, к скромности и покорности Ему: «что (есть) человек, что Ты помнишь его…».
Это поможет нам понять слова мудрецов в трактате Хулин (89а) о том, что когда Всевышний посылает величие праведникам, они «уменьшают» себя (свою значимость). Так было, когда Всевышний даровал величие Аврааму. Авраам сказал: «…я прах и пепел» (Бэрейшит 18, 27). Когда Всевышний даровал величие Моше и Аарону, они сказали: «…а мы что?» (Шмот 16, 7). Даровал величие Давиду, а Давид сказал: «Но я — червь, а не человек…» (Тэилим 22, 7). Праведники рассматривают всё происходящее с ними как милость Всевышнего. И чем больше милость, тем «меньшими» кажутся они себе, тем менее достойными этой милости. Поэтому и «уменьшают» себя.
С уважением, Реувен Куклин
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Гордость /геава/ — это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь».
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Цви Патлас,
из цикла «Пути жизни «Орхот Хаим»»
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Эльяким Залкинд
Пока Шауль был мал в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним?
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Берл Набутовский
Каков первый шаг к подчинению самому себе?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
Глава 2. Детали главных [отрицательных] качеств - гнева, вожделения и гордости
Хана Лернер
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина