Темы: Злое начало, Рав Реувен Куклин, Адам, Хава
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак бороться с плохим началом, которое в себе? И.
Уважаемый И.!
Чтобы победить врага, нужны две вещи: знать, в чём его сила, какое у него оружие, — это поможет вести себя с необходимой осторожностью; и знать военное искусство, т.е. знать, как побеждают врага.
Виленский Гаон писал: если мы хотим постичь суть любого явления или предмета, надо посмотреть, где это в первый раз упомянуто в Торе (см. об этом статью «Почему Лавану так много места уделяется в Торе?»). Значит, нам следует посмотреть, где в Торе впервые упоминается сила йецер а-ра (дурного стремления), а также где в Торе впервые приводятся «методы» борьбы с ним (основы «военного искусства»).
Доводы йецер а-ра впервые излагаются в Торе в главе Бэрейшит (3, 1). Это слова змея, который, как известно, и является йецером. «…Подлинно ли сказал Б-г: “Не ешьте ни от какого дерева в саду”?», сказал змей, намериваясь искусить Хаву отведать от запретного плода. Виленский Гаон пишет (Адэрет Элиягу): «Открыла здесь нам Тора, что у йецера всего два [основных] довода. Сначала он приходит к человеку с утверждением, что выполнять повеления Всевышнего никак невозмозжно, потому что они невыполнимы».
С таким доводом йецер а-ра обычно обращается к человеку, который недостаточно хорошо знаком с законами Торы, — потому что такому человеку кажется, что всё запрещено. Но тому, кто в точности знает законы Торы и границы, в которых действуют запреты, известно, что запретов немного и соблюдать их не так уж трудно. Поэтому довод змея не убедил Хаву, которая прекрасно знала, что Всевышний запретил, а что нет. Поэтому она ответила змею (стихи 2, 3): «…Из плодов деревьев этого сада мы можем есть. Только из плодов дерева, которое в середине сада, сказал Б-г: “Не ешьте от него…”».
Второй довод змея был (стих 4): «…умереть не умрёте». Т.е., вы не должны бояться, что умрёте, Всевышний имел в виду не физическую смерть, это всего лишь аллегорическое выражение, означающее увеличение знания, разума. Виленский гаон пишет: «И это второй довод йецер а-ра, [который он приводит], чтобы человек свернул с пути разума в толковании Торы, чтобы он увидел разрешение [там, где есть запрет] и “открыл смыслы”, противоречащие Закону».
Таковы основные доводы дурного стремления.
Информацию о том, как победить йецер а-ра, мы встречаем в Торе первый раз, когда Б-г упрекает Каина. Известно, что Каин принёс жертву Всевышнему не из лучшей части урожая и Всевышний его жертву не принял. Каину стало очень досадно, и лицо его поникло. «И сказал Господь Каину: “Отчего досадно тебе? И отчего поникло лицо твоё? Ведь если станешь лучше, прощён будешь, а если не станешь лучше, то у входа грех лежит, и к тебе влечение его, но ты будешь господствовать над ним”» (Бэрейшит 4, 5—6). Магид из Дубно в книге Оель Яков комментирует от имени Виленского Гаона: слова «у входа грех лежит» означают, что дурное стремление имеет силу только там, где есть «вход», т.е. когда человек сомневается, выполнить волю Всевышнего или нет. И, воспользовавшись этим «входом», говорит Магид из Дубно, йецер может с лёгкостью направить человека на дурной путь. Но если у человека нет «входа» для нарушения воли Всевышнего, если это представляется ему невозможным, йецер а-ра не сможет к нему «войти».
В Мидраш Тэилим (119) мы находим иное толкование слов «у входа грех лежит». Там сказано так: «Дурное стремление не входит в дом учения. Всю дорогу идёт вместе с человеком, а когда приходит [человек] в дом учения, нет у [йецера] разрешения заходить туда». Мидраш выводит это из слов «у входа грех лежит», т.е. у йецера хватает сил, чтобы победить человека, только пока тот не зашёл в бейт-мидраш (дом учения). Отсюда ясно, как можно победить йецер: с помощью изучения Торы. Подробнее об этом см. в статьях «Какая связь между праздниками Песах и Шавуот» и «Почему в Шавуот приносили два квасных хлеба».
И ещё один важный «метод» — возвести ограду и не приближаться к греху. Это следует из мидраша Бэмидбар Рабба (19, 2), где сказано, что змей всегда находится между оградами. Виленский Гаон объясняет (приводится в книге Эмуна вэ-Ашгаха), что этот мидраш учит: йецер сначала соблазняет человека преодолеть «ограду» запрета (пренебречь ограничениями, которые помогают избежать запрета, не оказаться с ним «лицом к лицу»), а не нарушить сам запрет. И это то, что сделал змей, когда принудил Хаву дотронуться до запрещенного дерева (как рассказывается в Мидраше — Берешт Рабба, 19), нарушив, тем самым, ограду, которую постановил Адам.
С уважением, Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Бенцион Зильбер
Как убежать от самого себя?
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Реувен Куклин
Зачем Творец создал провокатора?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Меир Мучник
Почему изначально Б-г их так создал?
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»
Рав Овадья Климовский
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина