Темы: Злословие, Авраам, Сара, Ложь, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Из статей на вашем сайте о «лашон а-ра» я понял, что сплетни строжайше запрещены. И запрещено даже говорить что-то хорошее о другом человеке, потому что неизвестно, как наш рассказ отразится на человеке, в хорошую или плохую сторону. Берешит 18:13: Б-г говорит мысли Сары Аврахаму. Это НЕ сплетни! Б-г описывает ситуацию. Значит, вполне возможно говорить о ситуации, как ее видит кто-либо? Александр, Таллин
Шалом, уважаемый Александр!
Очень любопытно, что Вы обратили внимание на то, что Всевышний сказал. Обычно комментаторы в этом месте подчеркивают, о чем Он умолчал — о том, что Сара упомянула не только о своей старости, но и о старости мужа. Эту информацию Б-г не стал передавать Аврааму как ненужную и даже вредную для мира в семье. Отсюда учат, что ради сохранения мира в семье можно сказать неправду (а заодно из этого комментария мудрецов следует, что полуправда — та же ложь).
Но обратимся к Вашему вопросу: а зачем вообще Б-г говорит Аврааму о том, что подумала Сара? В приведенном Вами отрывке речь идёт об очень специфичной ситуации, из которой нельзя вывести закон для остальных случаев. Тора рассказывает нам, что Всевышний обратил внимание мужа на ошибку его жены. В те далекие от современной демократии времена было принято, что муж отвечает за воспитание своей жены, так же, как за воспитание своих детей. Все они именуются бнейбейто, домочадцы, и он обязан следить за их духовным состоянием.
Можно было бы сказать, что такая информация о супруге вообще не имеет отношения к лшон а-ра, ведь Сара не сделала ничего дурного. Просто ошиблась, как говорят комментаторы, и подумала, что благословение получено не от ангелов, посланцев Б-га, а от простых странников. И мужу указали на ошибку жены, чтобы он исправил ее. Но это было бы не совсем точно, ведь для такой праведницы, как праматерь Сара, подобная ошибка едва ли допустима. Она должна была понимать, что нельзя пренебрегать даже благословением простого человека, поэтому Всевышний остался недоволен ее мыслями. Это необходимо было сообщить Аврааму, чтобы он разъяснил жене, в чём состоит правильный подход в данном случае — с точки зрения еврейского отношения к жизни.
Когда такой необходимости нет, нет разрешения говорить лшон а-ра, даже если это просто «описание ситуации». Ведь классическое определение лшон а-ра — это именно передача правдивой информации, порочащей другого или могущей нанести ему какой-то ущерб, физический, денежный или моральный. Распространение же ложной информации называется моци шем ра, попросту — клевета.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Сплетни — рехилут
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Запрет злословия»
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Злословит тот, кто говорит о достойных порицания недостатках ближнего, даже если говорит правду.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Месилат Йешарим (Путь праведных)»
Рав Натан Агрес
Ведь Тора еще не была дарована?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.