Темы: Эрув, Суббота, Мукце, Рав Бенцион Зильбер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины! Известно, что в субботу часы можно носить в том случае, если человек носит их на кожаном ремешке постоянно (и спит в них). Можно ли носить в субботу часы, снабжённые механизмом подзавода — они сами заводятся от движения руки (при ходьбе, размахивании и т.п.)? Если нет, то можно ли в пятницу вечером до зажигания свечей одеть другие часы? Не возникнет ли проблема с тем, что эти часы я постоянно не ношу?
Алексей, Саратов
Уважаемый Алексей!
Поским (галахисты) обсуждают вопрос, можно ли носить часы в субботу. Как пишет Мишна Брура 338, 15, нельзя заводить часы, даже когда они идут (там даже приводится мнение автора Хаей Адам, что это запрет из Торы).
Если часы заводятся от того, что их носят, определённо, их ношение является псик рейша (действием, с неизбежностью приводящим к определённому результату. Ведь от ношения они определённо заводятся, т.е. ношение неизбежно приводит к подзаводу). Логичнее сказать, что это более чем псик рейша: раз часы спроектированы, чтобы заводиться от ношения, значит, ношение является одновременно их подзаводом, ношение — это форма их завода. То есть, попросту говоря, человек, нося их, заводит их, это не побочное действие, а прямой завод их ношением. Как я уже писал, Мишна Брура запрещает заводить часы, даже когда они идут. Поэтому поским склоняются запретить ношение таких часов в субботу.
Некоторые поским разрешают носить наручные часы в субботу в месте, где нет эрува, другие запрещают. В соответствии с мнением тех, кто разрешает, я не слышал, чтобы имело значение, ходит человек постоянно именно с этими часами, или нет. (В книге Шмират Шабат кэ-Илхата 18, параграф 27 написано так: «С золотыми часами на руке можно выходить, т.к. человек не снимает часы, даже когда они не работают, поэтому часы считаются украшением. С обычными часами нельзя выходить там, где нет эрува, потому что обычно такие часы снимают, когда они не идут (но если человек всё-таки полагается на мнение тех, кто разрешает выходить с такими часами, эйн лимхот бэ-ядо — ему не мешают так себя вести, потому что у него есть, на чьё мнение полагаться)»).
С уважением,
Бен-Цион Зильбер
Слушайте: Перемещение мукце в шабат
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Эрув необходимо делать не только в общем дворе, но в любом месте, куда выходит несколько квартир. Считается, что хозяева квартир накладывают друг на друга запрет переносить вещи в общее владение.
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Моше Гекрайтер,
из цикла «Законы Шаббата»
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Можно ли выносить из дома предметы в субботу?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Мендель Агранович,
из цикла «Законы Шаббата»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.