Темы: Шмита, Рав Реувен Куклин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав Куклин, в моём саду растут фруктовые деревья и виноград, которые плодоносят. Учитывая, что этот год шмиты, у меня возник вопрос: можно ли в этом году пользоваться плодами для личного употребления?
С уважением, Юлианеса.
Уважаемая Юлианеса!
В Торе сказано (Вайикра 25:2-7): «Говори с сынами Израиля и скажи им: когда придёте в Страну, которую Я вам даю, земля должна покоиться в субботу Б-га. Шесть лет засевай поле твоё, и шесть лет обрезай виноградник твой, и собирай плоды её, земли. А в седьмой год суббота покоя будет для земли, суббота Б-гу: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай. То, что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и винограда с охранявшихся лоз твоих не снимай; год покоя будет для земли. И будет суббота земли вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наёмнику твоему, и поселенцу твоему, и зверям, которые на земле твоей, будет весь урожай её в пищу».
Объясняет Раши: «’И будет суббота земли вам в пищу’ – Хотя Я и запретил их (плоды) тебе, но запретил не есть и не использовать, а только обращаться с ними по-хозяйски; но все должны быть равны в этом – ты, и твой наёмник, и твой поселенец».
Из слов Раши мы учим, что после того, как человек отказывается от владения плодами и предоставляет возможность собирать их любому, кто этого захочет, ему самому также разрешается собирать их для своих нужд. Сказанное в стихе 5 – «То, что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и винограда с охранявшихся лоз твоих не снимай; год покоя будет для земли» – не абсолютный запрет жать и собирать плоды седьмого года; имеется в виду, что запрещено жать и собирать плоды так, как человек делает это в течение всего года (Торат Коаним), но необходимо внести изменение в обычный процесс жатвы, а именно – следует сжинать не большое количество колосьев, а жать понемногу, так, чтобы семье хватало каждый раз на несколько дней. [1]
Из слов «И будет суббота земли вам в пищу» мудрецы также учат, что разрешено использовать плоды, но только в пищу, а не для торговли ими или чего-то другого, например, запрещено мазать ими ушибленное место или приготовлять из них лекарство.
Кроме того, мудрецы учат из этих слов: «в пищу – а не в убыток». Отсюда выводится, что плоды седьмого года запрещено есть иначе, чем принято у большинства людей. Например, плоды, которые обычно не варят (допустим, огурцы и арбузы), запрещено варить, и, наоборот, то, что обычно варят (допустим, картофель), запрещено есть сырым.
Кроме того, запрещено собирать плоды, которые ещё не полностью созрели, т.к. это в какой-то мере является убытком.
Следует обратить внимание, что всё это относится только к плодам, освящённым святостью седьмого года, но другие фрукты в это время можно и собирать, и есть как угодно.
Также важно подчеркнуть, что всё сказанное выше относится только к фруктам, но овощи и бобовые седьмого года запрещены в пищу.
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте:
Таблица овощей и фруктов – когда, что и где?
[1] Мишпэтэй Арец (11, 3).
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Ицхак Зильбер
Будущий год будет годом шмита, то есть отдыха земли от сельскохозяйственных работ. В седьмой год семилетнего цикла действуют законы и правила, не знакомые многим репатриантам из Советского Союза. Мы публикуем статью р. Ицхака Зильбера, раскрывающую интересные факты, связанные с этими законами.
Рав Реувен Куклин
И есть ли отличие вообще?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Реувен Куклин
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Отрывки из комментария на недельную главу о заповедях шмиты (субботнего года) и йовеля (пятидесятого года)
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина