Темы: Психология, Разрушение Храма, Изучение Торы, СМИ
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак понять, где правда? Смотрю телевизор, новости в интернете: по любому вопросу всегда можно найти противоположные взгляды, каждый красноречиво и убедительно отстаивает свою сторону. Кому верить? Я совсем запутался. Давид
Уважаемый Давид,
Вы задаете очень верный вопрос. Как обычно человек формирует свой взгляд на вещи? Что-то он получает от родителей и воспитателей, что-то познает сам, но больше всего это зависит от его способности обрабатывать и анализировать информацию, поступающую извне.
К сожалению, проблема не новая. Давайте обратимся к стиху из Мегилат Эйха (2:14): «Пророки твои прозревали для тебя (видения) суетные и лживые и не выявляли они беззакония твоего, чтобы отвратить (от тебя) пленение твое; и изрекали они тебе пророчества лживые и соблазняющие».
Комментаторы говорят, что здесь речь идет о лжепророках, процветавшим во времена Ирмияу. В чем была опасность этого явления? Лжепророки были так опасны, потому что они не раскрывали еврейскому народу его проблемы — «…не выявляли они беззакония твоего». Они утешали людей, заставляя их думать, что всё в порядке.
Они создавали ложное чувство безопасности, и поэтому люди продолжали жить как жили, продолжали грешить. Об этом говорит сам пророк Ирмияу (8:11): «И с легкостью врачуют рану дочери народа Моего, говоря: “мир, мир”, а мира нет».
Один из мудрецов прошлого поколения, рав Моше Сегаль-Поллак, в своей книге «Тикун Моше» добавляет к этой идее еще одно измерение. Талмуд (Недарим 81а) задает вопрос, который имел первостепенную важность для всех во времена разрушения Храма. Это формулировка пророка Ирмияу: «За что погибла земля?» (9:11) — т.е. по какой причине был разрушен Храм и еврейский народ ушел в изгнание?
Этот вопрос задавали мудрецам и пророкам, и они не могли ответить, пока Сам Всевышний не дал на него ответ: «за то, что оставили они Тору Мою, которую Я дал им, и не внимали голосу Моему, и не следовали ему» (Ирмияу 9:12).
Далее Талмуд разбирает эти стихи, подробнее см. здесь.
Рав Поллак дает свое объяснение этим словам Талмуда. Он полагает, что, читая о событиях времен разрушения Храма, описанных в книге пророка Ирмияу и в Свитке Эйха, мы можем задуматься над вопросом: люди были так безразличны к тому, что происходило вокруг них? Как они не увидели и не осознали, что происходит? Почему они сами не были способны проанализировать и понять, «за что погибла земля»? Неужели настолько поверили словам лжепророков о том, что всё будет в порядке?
В этом контексте ответ «за то, что оставили они Тору Мою» надо понимать следующим образом. Тора — это тот моральный компас, который помогает человеку понять происходящее вокруг и реалистически оценить события. Поэтому то, что евреи перестали изучать Тору надлежащим образом, позволило лжепророкам ввести их в заблуждение.
Сегодня многие люди слепо доверяют средствам массовой информации во всём. Общеизвестно, что каждое СМИ отражает и продвигает какие-то интересы. Зачастую информация превращается в пропаганду. А моральные оценки меняются в зависимости от тех же интересов.
Зачастую человек настолько погружается во всю эту пучину информации / пропаганды, что не замечает, как начинает тонуть. Это может проявляться по-разному. Например, потребитель СМИ убеждает себя в том, что всё находится под контролем и не происходит ничего особенного. Или, наоборот, в какой-то момент может вдруг стать ярым борцом «за» или «против», в зависимости от ситуации, причем начнет защищать те «ценности» и вести те «войны», которые на самом деле чужды ему.
Поэтому изучение Торы дает нам необходимое равновесие и помогает правильно оценить происходящие. Во-первых, изучая Тору, человек привыкает анализировать и оценивать информацию, задавать вопросы и думать, чтобы найти на них ответ. В такой умственной деятельности не часто удается потренироваться в наше время.
Но самое главное то, что Тора — бездонный кладезь абсолютных ценностей, которые не меняются в зависимости от времени и места и не подвержены влиянию посторонних «интересов».
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Ципора Харитан
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Толдот Йешурун
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Рав Реувен Куклин
Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?
Рав Ашер Кушнир
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Яков Шуб
А если выключить звук и спрятать пульт?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.