Темы: Свобода выбора, Грех, Искусство, Добро и Зло, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак-то раз с одним человеком мы рассуждали на тему грехопадения творения. И мне высказали одну мысль, которая звучит так: «Каков Творец, таково и творение».
Мысль заключается в том, что если у человека истинное мастерство, то горшки, изготовленные им, будут прочными и не будут разваливаться сами по себе. Если же человек не имеет мастерства, то любое его изделие будет разваливаться само по себе, что этот человек может выдать за свободу выбора изделия. Как можно возразить на это? Владислав
Здравствуйте, Владислав!
Я бы уточнил идею, которую Вы приводите, следующим образом. Истинное мастерство заключается не в том, чтобы «горшки не разваливались», а в том, чтобы они «разваливались» при определённых обстоятельствах, в оговоренное время и на нужное число черепков. Но суть вопроса, на мой взгляд, — в другом.
Я слышал об одной воспитательнице, которая специально ставила хрустальную вазу на стол, когда в комнате находились маленькие дети — такие, которым уже можно было объяснить, что позволено делать, а что нет. Дети играли, веселились и учились, но знали, что вазу трогать нельзя, поскольку будут последствия.
Свобода выбора как понятие и инструмент духовного продвижения — вовсе не фетиш. Относительно легко смастерить робота, действующего по строго определённой программе, для этого не нужно быть гениальным кибернетиком. Но создать существо, умеющее осмысливать ситуацию, выбирать оптимальный ход из множества вариантов, способен лишь гений.
Можно взглянуть на это и с другой стороны. Есть несомненное различие между механическим воспроизведением окружающего мира и его художественной оценкой и творческим осмыслением. Умение видеть вокруг удивительные вещи не даётся людям, слепо следующим правилам. Для этого необходимо достигнуть определённой этической зрелости, а уж это требует определённой работы. Суть вещей скрыта от сухого, педантичного взгляда, но открывается тем, кто учится на ошибках.
Право на ошибку, способность ошибаться не свидетельствует о несовершенстве Создателя, оно говорит лишь о Его желании сделать нас компаньонами Творения, дать нам самим достичь духовного уровня, который позволил бы использовать весь потенциал, который Он вложил в нас.
Чтобы человек научился дорожить тем, что имеет, ему приходится порой попробовать вкус потерь. Чтобы оценить совершенство и красоту мира, нужно иметь представление о несовершенстве.
С уважением, Александр Красильщиков
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Меир Мучник
В частности, к творцам, которые создают свои собственные миры?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Шимон Соскин
Все мы рисовали в детстве. И дома, и на уроках рисования в школе. Многие любят рисовать до сих пор. Немало людей делают это достаточно талантливо, у некоторых живопись стала призванием и профессией, приносящей заработок. Но разрешено ли это Торой?
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Даат Твунот»
Парадоксально, но факт: Всевышний создал зло, чтобы с его помощью наградить праведников добром. Несмотря на то, что зло представляется полной противоположностью деянием Творца, за неприятностями скрывается истинное благо.
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Реувен Куклин
Зачем Творец создал провокатора?
Рав Натан Агрес
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Натан Агрес
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина