Темы: Сотворение мира, Мидраш, Время, Еврейский календарь, Природа, Устная Тора, Письменная Тора
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Есть такое утверждение: Творец «смотрел в Тору и творил мир». Это — согласно Мидрашу.
Неужели Тора существовала до Б-га? Если она существовала с Б-гом, то могла быть только частью Б-га. Зачем тогда в нее смотреть, если Б-г уже всё знал и не было Ему нужды, чтобы кто-то Ему подсказывал? Да и не было кому? Что означает это выражение? Спасибо!
Здравствуйте, Алексей!
Прежде всего, утверждение «Б-г смотрел в Тору и творил мир» никак не подразумевает, что Тора существовала доБ-га. Даже Ваш тезис, что «она существовала с Б-гом» и «могла быть только частью Его», подразумевает, что до Него она быть не могла — ведь если Его еще нет, то не может быть и того, что является «Его частью».
Единственное, что можно вывести из того, что Б-г смотрел в Тору, творя мир, — это что Тора существовала до сотворения мира. Б-гом, Который был всегда. И это действительно так.
Но в любом случае, конечно, выражение образное. Оно не означает, что Тора была на чем-то физически записана, а Б-г в эту книгу буквально смотрел. И физического мира еще не было, да и Б-гу действительно не надо что-либо для Себя записывать.
Конечно, Тора была у Него давно задумана — и она, и мир, который Он сотворит, и всё, что в нем случится. Он всегда всё знал, и «записана» она была у Него «в голове» — видите, мы просто вынуждены пользоваться подобными выражениями, чтобы как-то понимать на своем уровне и как-то об этом говорить. Вот и ведем разговор о том, что у Б-га «в голове», и о том, что у Него было «записано», и что Он куда-то «смотрел». Хотя всё это образные выражения. Смысл ясен.
Главная же суть выражения «смотрел в Тору и творил мир» в том, что мир построен по принципам, заложенным в Торе, по ее схеме. Как архитектор сначала создает план, а потом при строительстве с ним сверяется.
Казалось бы, физический мир со всей его природой, живой и неживой, и человеческим обществом — и Тора. Разве есть между ними связь? А вот есть. Как молекула ДНК представляет собой код всего человека, его организма и характера, хотя сама вроде бы не выглядит схемой и прообразом всего этого.
Полностью постичь суть этой связи мы сейчас не сможем. Но можем, например, наблюдать, как структура Торы отражает и структуру мира, и принципы его функционирования.
Так, еврейский календарь — это не просто последовательность разных праздников, а цикл, соответствующий циклу природных времен года. Т. к. созданный Б-гом физический мир отражает духовный по этому самому принципу: Б-г «смотрел» на структуру духовного мира и строил мир физический, который соответствовал бы ему.
Годовой цикл жизни природы и человека также соответствует суточному: весна — время пробуждения от зимней «спячки», лето — трудовой «день», осень — завершение трудового сезона, сбор урожая, подведение итогов, «вечернее» замедление жизненной активности.
А также — циклу жизни: весна — это рождение и молодость, а осень — замедление активности к концу жизни. Так что вся эта структура жизни отражает установленный Б-гом в Торе духовный цикл, через который проходит человек: начало пути, развитие, усталость и завершение.
Также Тора состоит из центрального «корня», «ствола» — неизменной Письменной Торы (Танаха) — и «ветвей» Устной Торы, расходящихся в разные стороны от нее, представляющих собой разные ее интерпретации. Поэтому существует много споров среди мудрецов.
В свою очередь, их различные мнения и подходы к изучению Торы — это корни разных направлений человеческой мысли, разных национальных характеров и идей. Поэтому как основных «граней» Торы — семьдесят, так и основных народов и языков, выражающих их менталитеты.
По такой схеме Б-г создал и Тору, и мир. Тора — «Древо Жизни» (Мишлей 3:18), прекрасное именно обилием своих ветвей, в совокупности образующих пышную крону. Анализ разных мнений мудрецов, их логики и сути разногласий создают красоту Устной Торы, ее интеллектуальное богатство. И мир тоже подобен дереву — его называют «семьей народов» — и красив в своем разнообразии людей и идей.
Как сказано, это только пара примеров, но принцип ясен: Б-г изначально задумал «Тору» — духовную структуру мира, законы и механизмы его функционирования, а на этой основе создал и физический мир с его структурой и механизмами. Это из того, что мы можем понять, но наверняка есть здесь и другие аспекты, которые, может быть, когда-нибудь нам откроются.
С уважением, Меир Мучник
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Должен ли я записать всю Тору для евреев?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Маамар аикарим — Основы»
Чем устная Тора отличается от письменной? Откуда взялся Талмуд, и почему он не приведен в Пятикинижии?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Бенцион Зильбер
Почему Б-г сожалел о том, что создал человека? Он что, не знал, какие будут последствия?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.