Темы: Моше, Идолопоклонство, Фараон, Талмуд, Хафец Хаим, Молитва, Раши, Казни Египетские, Мехильта
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныИногда мне по работе приходится ездить в командировку в другой город. Там нет синагоги, и я останавливаюсь у своих знакомых. У них в доме висят «иконы», которым они поклоняются, и я не могу попросить их убрать, т.к. это вызовет негативную реакцию. Как мне там молиться?
Большое спасибо, что обратились к нам. Изначально необходимо найти для молитвы спокойное место без предметов идолопоклонства, но, если это невозможно, то разрешено молиться там, такие предметы присутствуют, при условии, что не молятся в их направлении.
Давайте вкратце разберем этот вопрос. В недельной главе Ваэра (Шмот 9:29) Тора рассказывает нам о том, что Фараон в ужасе от седьмой египетской казни — града — попросил Моше немедленно помолиться Всевышнему, чтобы Тот избавил Египет от этой казни. Моше сказал, что сможет это сделать, только покинув город. Раши комментирует этот стих и объясняет на основе мидраша Шмот раба 12:5): Моше не мог молиться в городе, т.к. там находились египетские идолы. Поэтому ему необходимо было выйти за пределы города.
Кроме того, Талмуд (Шабат 127 б) сообщает, что когда Раби Йеошуа должен был зайти в дом одной влиятельной особы в Риме, он снял тфилин, чтобы не вносить этот священный предмет в помещение, где находятся идолы.
Упомянутый мидраш из Шмот раба о Моше Рабейну лег в основу респонса рава Исраэля Исерлина (Маарай; ок. 5150-5220 — ок. 1390-1460, Германия, Австрия; Трумат а-Дэшен 6). Там рассматривается вопрос о человеке, который находится в пути и должен прочесть молитву Минха. У путешественника есть две возможности: помолиться на обочине дороги или добраться до ближайшего постоялого двора, принадлежащего неевреям, и молиться там.
Оба варианта имеют свои недостатки: если молиться на обочине, вполне вероятно, что проходящие и проезжающие могут помешать и прервать молитву. С другой стороны, если молиться на постоялом дворе, то, даже если удастся найти там укромный уголок, скорее всего, в городе, да и на самом постоялом дворе будут находиться различные предметы идолопоклонства.
Автор Трумат а-Дэшен пишет, что изначально лучше найти спокойное место на обочине дороги, где можно было бы беспрепятственно помолиться. Если же это невозможно, то можно молиться и на постоялом дворе при условии, что там можно найти укромный уголок, где никто не помешает молитве.
Получается, что, когда нет другого места, где можно было бы спокойно помолиться, разрешено «абстрагироваться» от того обстоятельства, что в городе и в доме, где молятся, находятся идолы. Более того, Трумат а-Дэшен добавляет, что сегодня в силу обстоятельств большинство евреев проживает и молится в городах, где находится множество предметов идолопоклонства.
Рамо (Орах Хаим 94:9) приводит этот закон. Мишна Брура (94:30) добавляет, что, если невозможно найти другое место и приходится молиться в помещении, где есть предметы идолопоклонства, то это разрешено при условии, что не молятся в направлении идолов. Т.е., хотя по закону необходимо молиться в направлении Земли Израиля и Иерусалима, если на этой стене висит изображение идола, то необходимо повернуться в другую сторону. Если же и это невозможно, например, когда речь идет о лежачем больном, который не может повернуться в другую сторону и невозможно чем-то накрыть идола, то нужно молиться с закрытыми глазами (Шеарим мэцуяним бэ-Алаха 18:7).
Получается, если нет возможности молиться в синагоге, то изначально необходимо найти спокойное место для молитвы, где не было бы предметов идолопоклонства. Но, если это невозможно, то разрешено молиться там, где такие предметы есть, при условии, что не молятся в их направлении.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Талмуд Иерусалимский и Вавилонский
Браха Губерман
О раби Шломо Ицхаки — великом комментаторе Хумаша и Талмуда
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Хафец Хаим
Рав Берл Набутовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Реувен Пятигорский
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Ближайший друг и оппонент р. Акивы
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина