Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не возненавидь брата своего в сердце, не мсти и не храни зла на сынов народа своего»Тора, Ваикра 19, 17—18
Тема

Спорт: отношение иудаизма

Как иудаизм относится к занятиям спортом? Есть ли, с точки зрения Торы, разница между спортом профессиональным и спортом любительским, физкультурой?

Занятия спортом для поддержания здоровья — хороши и полезны, если они не превращаются из инструмента в самоцель.

Оглавление

Физкультура и спорт [↑]

Для начала объясним разницу между спортом и поддержанием физической формы, которую мы привыкли называть физкультурой.

Современный спорт, где главенствует соревновательный элемент — порождение греческой культуры, а физкультура — это следование общему повелению Торы «сохраняйте души свои» и более конкретным рекомендациям мудрецов, например, Рамбама, которые он дает в своем Кодексе еврейских законов Мишне Тора, в разделе «Законы образа жизни».

Спорт [↑]

Олимпийские игры, возникшие в Древней Греции и возродившиеся после длительного перерыва в XIX веке, несут в себе идеи, противоположные еврейскому мировоззрению. Проходящие в атмосфере соперничества, спортивные соревнования демонстрируют убеждение в превосходстве физической силы и удали над силой нравственной, пропагандируют главенство жизни тела над жизнью духа. Спорт превращает инструмент, который должен служить душе, в идола, которому служит душа.

Кроме того, еврею строго запрещено рисковать ради развлечения, потому что этим нарушается повеление Торы «сохраняйте души свои». Так что все «экстремальные» виды спорта, такие как мотокросс, альпинизм, парашютный спорт и т.п. — безусловно запрещены для еврея, если только они не являются его профессией, которой он зарабатывает себе на жизнь (и при условии, что процент риска в них не превышает уровень риска строительных рабочих на стройке). То же самое относится и к рискованным путешествиям по пустыне, опасным экспедициям в джунгли, на полюс и т.п.

В «Шульхан Арухе», в заключительном параграфе раздела «Хошен Мишпат» приведены следующие слова Рамбама: «Тому, кто нарушает этот запрет и сознательно вводит себя в опасность, говоря: “Я не страшусь опасности, и кому какое дело до моей жизни”, полагаются удары плетью, как преступившему запрет». И завершает «Шульхан Арух» так: «А тому, кто соблюдает эту заповедь — будет доброе благословление».

Занимаясь профессиональным спортом, сложно соблюдать шабат, потому что соревнования часто проходят по субботам.

Другая проблема — скромное поведение. Скромность и спорт — просто противоположны по своей сути, и это касается как одежды спортсменок, так и самой идеи спорта, нацеленного на выпячивание своих умений и достижений.

Впрочем, есть вид спорта, который приветствуют даже еврейские мудрецы. К физическому развитию он, правда, не имеет отношения. Это наиболее популярный вид спорта у евреев — шахматы. Среди чемпионов мира по шахматам в разное время были Вильгельм Стейниц, Эмануэль Ласкер, Михаил Ботвинник, Михаил Таль, Борис Спасский, Роберт Фишер.

Рамбам не одобрял тех, кто играет в шахматы на деньги подобно тому, как играют в нарды. Раби Менахем бар Шломо Меири (один из наиболее значительных комментаторов Талмуда) и Сефер а-Хасидим высказывались о шахматах одобрительно. У великого комментатора Писания раби Авраама Ибн Эзры есть даже поэтическое произведение на иврите, воспевавшее шахматы.

Но и к шахматам необходимо относиться, не путая цель и средство: игра в шахматы развивает логическое мышление и эмоциональный интеллект, учит сосредотачиваться, и это замечательно, но шахматы, как и любой другой спорт, не должны становиться смыслом жизни еврея.

Физкультура [↑]

Основополагающий принцип иудаизма гласит: все действия человека должны быть во Имя Небес. Рамбам в Ильхот Дэот (4:1) пишет, что здоровое тело — абсолютная необходимость для соблюдающего еврея, т. к. духовное развитие человека невозможно, когда он нездоров. Поэтому человеку следует воздерживаться от действий, которые вредят его здоровью, и деятельно беречь здоровье.

Рамбам был не только выдающимся мудрецом Торы и философом, но и врачом, и знал, что физические нагрузки и правильное питание — это ключ к здоровью и, соответственно, духовному росту (Ильхот Дэот 4:14). Тело человека — своего рода сосуд, куда Всевышний поместил Б-жественную душу. Правильное служение Всевышнему возможно только когда обе части функционируют правильно.

Забота о своем здоровье — тоже своего рода заповедь для еврея. И есть правила, которые человек должен определить для себя самостоятельно. Например, тому, у кого предрасположенность к гипертонии или сердечно-сосудистым заболеваниям, физическая нагрузка просто жизненно необходима.

Особые правила действуют для человека, который находится на грани депрессии. Рамбам (Шмона Праким 5:3) рекомендует, чтобы выйти из такого состояния, сделать что-то приятное для себя: послушать музыку, отправиться на прогулку по красивым местам и т. п. Безусловно, физические нагрузки в такой ситуации являются незаменимым лекарством, ведь всем известно об их положительном влиянии на настроение человека, на его душевное состояние.

При этом здоровое питание и занятия спортом ни в коем случае не должны превращаться в самоцель, они должны оставаться только средством, которое помогает человеку в духовном росте и изучении Торы.

Человек должен определить для себя, какой вид и количество физической деятельности ему больше всего подходит. Кому-то будет достаточно прогулок на свежем воздухе или легкой пробежки один-два раза в неделю. Другому могут быть необходимы занятия в тренажерном зале или бассейне. Кому-то больше подойдут спортивные игры: футбол, баскетбол и т.п.

При этом стоит быть осторожным и помнить: чем больше человек вовлекается в спортивную деятельность, тем больше она его захватывает. В конечном счете, вместо того, чтобы оставаться средством для поддержания формы, спортивные занятия могут стать значимой частью жизни и человеку будет тяжело переключится на главное — изучение Торы и служение Всевышнему.

Необходимо помнить о скромности и заниматься в тренажерном зале или бассейне в часы, когда там находятся только представители вашего пола. По медицинским показаниям могут быть и облегчения, необходимо проконсультироваться с раввином по поводу конкретных случаев.

Некоторые виды спорта сами по себе могут оказывать вредное воздействие на нашу душу, так как несут в себе религиозную подоплеку буддизма, конфуцианства или индуизма. Например, йога связана с пением мантр, при том, что физкультурные аспекты йоги очень эффективны для поддержания тела в хорошей форме.

В принципе, любой вид спорта может быть хорошим способом поддержания здоровья. Но следует заранее проверить, чтобы «дух» занятий не противоречил основам иудаизма.

Спорт и воспитание детей [↑]

«Отец должен научить ребенка плавать», — сказано в Талмуде, ибо это может в один прекрасный день спасти ему жизнь. Отсюда можно заключить, что обучение приемам самообороны — также одна из обязанностей родителей.

Если ребенок занимается борьбой для овладения навыками обороны или для повышения уверенности в себе (например, это неуверенный в себе или неловкий мальчик, или ребенок, на которого нападают), такие занятия — полезны.

Спортивные успехи повышают самооценку ребенка, а также сопротивляемость заболеваниям физического и эмоционального происхождения, что особенно важно в наш компьютеризированный век. Спорт дает выход накопившейся отрицательной энергии, будь то страх, гнев, раздражение, обида или грусть. Занятия спортом учат добиваться желаемого, понимать: чтобы чего-то достичь — надо тяжело работать, концентрироваться на поставленной цели, преодолевать препятствия и бороться с ленью.

Лучше всего проконсультироваться с раввином относительно того, в какую секцию или спортивный кружок записать ребенка. Необходимо учитывать, какие дети ходят в секцию и что за человек тренер, чтобы не нанести огромного вреда от неподобающего духовного влияния на неокрепшую душу ребенка.

Занятия спортом хороши при сохранении пропорций и при правильном воспитании: что главное, а что — прикладное. Если нам удастся точно расставить приоритеты, то занятия спортом принесут детям только пользу.

Физкультура и спорт в субботу [↑]

Разрешены ли физические нагрузки в субботу? В Мишне Шабат (147а) сказано, что физические нагрузки в субботу запрещены. Мнения ришоним (ранних комментаторов), о каких именно физических нагрузках идет речь, разделились. Раши объясняет, что речь идет о растирании тела с силой, что само по себе является будничным занятием и запрещено мудрецами. Рамбам (21:28) в свою очередь считает, что запрещены физические упражнения, разогревающие тело, в результате чего выделяется пот; это несет в себе лечебный эффект. Следовательно, по мнению Рамбама, на эти действия распространяется общий запрет мудрецов принимать лекарства в субботу.

Если утренняя зарядка больше напоминает спортивную тренировку и включает физические упражнения, которые дают нагрузку различным видам мышц, например, отжимания, приседания, а тем более упражнения с различными спортивными принадлежностями (гантели, эспандер и т.п.), то она в субботу будет запрещена.

Однако если речь идет о легких физических упражнениях, которые выполняются с целью «расправить» суставы и пробудиться ото сна, например, вращение головой, туловищем, руками и т.п., с ними указанных проблем не существует и их можно выполнять в субботу (Шмират Шабат кэ-Илхата 14:38, респонсы Циц Элиэзер 6:4). Кроме того, в большинстве случаев человек получает от таких упражнений удовольствие, и это является еще одной причиной разрешить их выполнение в субботу, подобно тому, как детям разрешается бегать и прыгать в субботу, поскольку это доставляет им удовольствие (Шулхан Арух 301:5, Шмират Шабат кэ-Илхата, от имени Рава Шломо-Залмана Ойербаха зацаль 16, прим.99).

Что касается плавания, то при купании в субботу как в бассейне, так и в водоеме, может возникнуть множество проблем, связанных с работами, запрещенными в субботу, такими как выжимание (волос, полотенца), перенос из частного владения в общественное и так далее. Этот вопрос подробно обсуждался мудрецами, и в итоге современные алахические авторитеты (см., например, Рав Нойверт, Шмирас Шабас кэ-Илхосо, гл. 16, пункт 39, Пискей Тшувос 339) запретили плавать в субботу.

С точки зрения буквы закона, в субботу можно играть в шахматы, и они не считаются мукце даже для того, кто обычно в них не играет.

Детям разрешено играть с мячом (в помещении или на асфальте), но не взрослым.

Езда на велосипеде запрещена в субботу, однако малыши могут кататься на трехколесном велосипеде.

Болельщики [↑]

Есть еще один аспект, связанный со спортом. Как иудаизм относится к «болельщикам?»

Здесь есть три основные проблемы. Первое — это потерянное время. Второе — влияние среды, которой человек неизбежно подвластен. У нас изначально принято искать общество мудрецов и праведников, ведь находясь среди них, становишься мудрее и лучше. Тяжело утверждать, что на стадионе собирается такое общество «мудрецов» и «праведников».

Третье — это легкомыслие. На стадионе незаметно и подспудно присутствует атмосфера легкомыслия и шутовства. Она в самом азарте игры. Игра на языке Торы — «мисхак». Корень этого слова — «схок», насмешка. Суть его — придать важность неважному, серьёзность несерьёзному. Из пустого сделать идола. Это приводит к легкомысленному поведению, которое порождает желание освободиться от привычных рамок, снять с себя ответственность. Когда еврей находится в такой атмосфере развязности, он неизбежно начинает пренебрегать Торой и исполнением заповедей. Об этом сказал Царь Давид в первом Псалме: «Благословен тот, кто … не сидел среди легкомысленных…»

Если две последние проблемы не возникают в том случае, когда человек «болеет», сидя перед экраном телевизора, то первая — потеря времени — актуальна для любого бесполезного времяпрепровождения, и футбольный болельщик в этом отношении ничем не отличается от компьютерного игрока, читателя бесполезной литературы или бесцельного листателя интернет-страниц. Следуя пути духовного роста, человек отказывается от всего, что не делает его лучше и ближе к Творцу.

Но если болельщик не футболом увлекается, а фигурным катанием или художественной гимнастикой, то здесь возникает дополнительная проблема: мужчинам запрещено смотреть даже на скромно одетых женщин для того, чтобы любоваться точностью их движений и пластикой, а спортивная форма гимнасток далека от эталона скромности.

Подводя итог, можно сказать, что спорт для здоровья иудаизмом приветствуется, для всех остальных целей — осуждается.

Выводить материалы