Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не возненавидь брата своего в сердце, не мсти и не храни зла на сынов народа своего»Тора, Ваикра 19, 17—18
Тема

Погромы

Еврейские погромы — следствие антисемитизма — возможно, были самыми массовыми и кровавыми. Какова история еврейских погромов и в чем причина этого феномена?

Еврейские погромы, стихийно возникавшие на протяжении истории в самых разных уголках света, свидетельствуют о совершенно особенном отношении народов именно к нам, евреям. Это отношение чаще всего преобразуется в нетерпимость и враждебность, которые получили название «антисемитизм». Раньше погромы возникали на религиозной почве, а в новое время — также на расовой и национальной.

Оглавление

С чего всё начиналось… [↑]

Записи о том, как евреи якобы совершают ритуальные убийства иноверцев, начинают появляться со времен древних греков и римлян. Но к погромам такие наветы привели не сразу.

Вскоре после развала Римской Империи на Восточную и Западную, в Пурим 417 года н.э., евреи Антиохии, как обычно, повесили чучело Амана на виселице, а народ углядел в виселице намек на крест и распятие. Поползли слухи о том, что евреи на этом кресте распяли христианского младенца. Возникла погромная ситуация. Благодаря быстрому расследованию властей погрома не случилось, но идея уже зародилась, и она будет в дальнейшем развиваться.

Уже через шесть лет после этого случая по Сирии прошел шквал ненависти к евреям, выразившийся в разрушении синагог, носившем массовый и варварский характер. Правительство Сирии остановило эту волну, но не из любви к евреям, а понимая, что эти погромы грозят развалу государства.

Епископ Александрии Кирилл в рамках объявленной им войны против язычников и евреев решает окончательно изгнать евреев из Александрии, а имущество их отдает народу на разграбление.

Крестовые походы [↑]

В 4831 году (1071 г. н.э.) сельджуки захватили Иерусалим, после чего в Европу стали приходить сообщения о том, что мусульмане притесняют в Иерусалиме христианских паломников, а также жалобы на евреев, оскверняющих святые места.

Предвкушая наживу, десятки тысяч дикарей стали стекаться под крестовые знамена в начале 4856 (1096 н.э.) года. Кто-то распространил изречение: «Мы едем в дальние страны, чтобы отомстить мусульманам. А вот евреи, отцы которых убили нашего бога, находятся среди нас. Воздадим же вначале евреям — обратим их в христианство или уничтожим!»

С этими лозунгами убили в первом крестовом походе евреев французского города Руана, немецких городов Кельн, Майнц, Вормс и других. Спастись удалось немногим.

Когда крестоносцы добрались до Иерусалима, они принялись убивать там всех евреев и мусульман. Пострадали все еврейские поселения за исключением Галилеи.

В следующем крестовом походе, в который выступили через пятьдесят лет французский и германский короли, снова пролилась кровь евреев, несмотря на попытки многих военачальников и епископов защитить еврейские общины.

Во время этого похода крестоносцы требовали принятия христианства, а отказ вел к погромам.

В Северной Франции среди жертв погрома был рав Петер, один из Баалей Тосафот. Большой опасности подвергся Рабейну Там.

Через сто лет после этих событий французский, немецкий и теперь ещё и английский короли во главе своих армий вновь отправляются через моря в Землю Израиля. Теперь испытания обрушиваются на евреев Англии. Еще ранее, в день коронования Ричарда, по всей стране прошли массовые убийства и грабежи евреев. Король прекратить погромы не смог, а когда он увел свою армию в крестовый поход, еврейский народ оказался совершенно беззащитным.

В Германии армия убийц переходила из города в город, и в короткий срок было убито около ста тысяч евреев. Среди освятивших своей гибелью Имя Б-га были р. Меир Акоэн и р. Мордехай бар Гилель.

Кровавые наветы и погромы XII-XIV вв. [↑]

Первый случай кровавого навета в истории Европы произошел после гибели христианского мальчика Вильяма, изуродованное тело которого нашли в лесу под Норвичем 25 марта 1144 года (н.э.). По Англии пополз слух, что он был убит евреями с ритуальной целью.

Через три года после норвичского навета в немецком городе Варцбурге было найдено тело утонувшего христианского ребенка. Ответственность за эту смерть была возложена на местных евреев. После трехдневного побоища в Варцбурге погромщики напали на другие общины. Погромы не прекращались от Песаха до Шавуота.

Через четверть века погромы, вызванные кровавыми наветами, распространились по большинству французских провинций. Главной жертвой навета стали евреи Лиона. Вся еврейская община города была обвинена в ритуальном убийстве. Вся она умерла с Именем Вс-вышнего на устах.

Эрфурт, Майнц, Фульда… один и тот же сценарий: кровавый навет, а за ним — погром. Погромов в Германии было столько, что их уже никто не считал.

Вскоре кровавый навет снова вспыхнул в Англии. Это произошло на пасхальной неделе 5024-го (1264 н.э.) года. Снова пролилась кровь, и было разгромлено большинство еврейских общин в этой стране. В одном только Лондоне были убиты около 1,5 тысяч евреев. Остальные евреи бежали и укрылись в крепостях, чтобы спасти свою жизнь, однако их дома и имущество были разграблены.

Жестокие преследования английских евреев не прекращались вплоть их полного изгнания из страны в 5051 (1291-м н.э.) году. В указе об изгнании прямо объявлялось, что оно является вечным.

Самый ужасный погром этой эпохи произошел в Праге в последний день Песаха 5149-го (1389-го) года. Толпа погромщиков напала на еврейскую общину и убила несколько тысяч человек! Всем им было предложено креститься и таким образом спасти свою жизнь. Ни один из евреев не согласился, и все они были сожжены на костре.

Большинство погромов в эту эпоху устраивалось христианами и возглавлялось руководителями их церквей. Особенно частыми стали погромы в эпоху Возрождения.

Эпидемия чумы в средневековой Европе [↑]

В 5108 (1348 н.э.) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут. Этот факт послужил поводом для нового навета. Еврейская чистоплотность, предохранившая их от инфекции, вызвала волну ненависти у черни, не знакомой с основами гигиены. Повсюду распространялись слухи о том, что евреи отравили источники и колодцы.

В Берне (Швейцария) арестовали все еврейское население города. Под ужасными пытками некоторые из них «признались» в преступлении, т. е. во всем, чего требовали палачи. Врач Балавиньи из Савойи выдал рецепт зелья: порошок из высушенного сердца христианина в смеси с высушенными пауками, лягушками и ящерицами.

На основании этого «признания» начались массовые убийства. В Германии творилось страшное. В Шпейере две тысячи трупов заколотили в бочки и пустили по реке. В Страсбурге также около двух тысяч человек загнали в специально построенный сарай и подожгли. Остальным удалось бежать, оставив все свое имущество. Муниципалитет Страсбурга на сто лет запретил проживание евреев в городе. Более 600 человек вывезли на островок на Рейне, около города Базель, и всех сожгли живьем. Жгли еврейские книги и синагоги, заперев там молящихся евреев. В городе Вормсе евреи пошли на самосожжение, опередив палачей.

XVII век. Украина. Богдан Хмельницкий [↑]

1635-1636 годы (н.э.) были отмечены бунтами крестьян и казаков в Переяславе на Украине. За несколько месяцев казаки овладели большими территориями и провозгласили себя свободными людьми. В 1648 году (н.э.) казаки и их союзники — крестьяне Украины и Малороссии — нашли вождя. Им стал Богдан Хмельницкий, который стал организовывать банды в мощную, управляемую военную силу. Он направил ненависть масс против польских римско-католических угнетателей, и вскоре почти вся Украина присоединилась к восстанию.

Манифест Хмельницкого призывал к уничтожению поляков и евреев. Против евреев в манифестах выдвигались развернутые обвинения. Тут сыграли свою роль не только социальное противостояние и религиозная рознь, но и личные счеты Хмельницкого.

Хмельницкий заключил союз со своими недавними врагами — татарами, и напал на поляков и евреев на Украине. Вся Украина была открыта перед его войсками, которые набросились на беззащитных людей. Жестокость казаков по отношению к беспомощному еврейскому населению была ужасной даже для тех варварских времен.

Прежде чем убить, казаки долго пытали свои жертвы. Легче была участь тех, кто попал в руки татар. Проданные в рабство в Турцию, они не теряли надежды на то, что их выкупят.

С некоторых живьем сдирали кожу, а мясо бросали собакам. У других отрубали руки и ноги, а тела бросали на дорогу, давили на телегах и топтали конями. Иным наносили тяжелые раны и потом оставляли на улицах умирать медленной мучительной смертью от потери крови и боли. А некоторых просто сжигали заживо.

Евреи бежали в крепости, но не все крепости устояли. Где силой, а где хитростью казакам удалось захватить многие из них. К городу Немирову казаки подошли под польскими флагами. Думая, что идут поляки, жители города открыли ворота. С дикой свирепостью ворвались казаки в город, убивая и евреев, и поляков.

День 20 Сивана 5408 (1648 н.э.) года отмечался постом во многих польских и литовских общинах. Раби Шабтай Акоэн так описывает трагедию города Немирова: «Убили в городе около шести тысяч душ: мужчин и немощных старцев, юношей и девушек, младенцев и женщин. Несколько сот человек утопили. В синагоге перед шкафом со святыми книгами зарезали канторов, служек. Вытащили свитки Торы и понаделали сандалий и ботинок из них».

В этом же году в Полонном был зверски убит казаками выдающийся кабалист раби Шимшон бар Песах Острополер.

Не только евреи пострадали от мародерствующих казаков. Но еврейское население было раздавлено, вырвано с корнем.

На Украине Богдан Хмельницкий объявлен героем, ему ставятся памятники, его именем называют улицы и площади. О совершенных им зверствах предпочитают не знать. У нас же есть книга «Йевен мецула», написанная раби Натаном Ганновером, жившим в Польше в то время и объективно описавшим историю евреев Польши, Литвы и Рейзена в 1648-49 годах.

XVIII век. Украина. Гайдаматчина [↑]

Гайдаматчина — это движение украинских крестьян против польской шляхты и католического духовенства, сильнее всего обрушившееся на еврейское население. Слово «гайдамак» происходит от турецкого «разбойник». Начало гайдаматчины относится к 1708 году (н.э.).

В начале XVIII-го в. на территории Украины, находившейся под властью доживавшей последние годы Речи Посполитой, царила полная анархия. Польская держава разваливалась. Недовольные православные крестьяне объединялись и выступали против католических священников и польских правителей, но потом вектор их недовольства обратился против евреев. В беспорядках постепенно стали участвовать все, имевшие на евреев зуб: мещане, казаки, запорожцы… Гайдамацкие отряды нападали на польские владения и еврейские местечки, успешно сражались с польскими войсками.

То затухая, то разгораясь, гайдаматчина бушевала десятилетиями. Последняя, самая страшная, вспышка гайдамацкого бунта, «колиивщина», произошла в 1768 году (н.э.).

В этом году русская армия вошла на польскую часть территории Украины. Ее жители, сородичи и соплеменники казаков Хмельницкого, напали на оставшихся на их земле поляков и евреев. Вновь прокатилась волна погромов, тысячи евреев были убиты.

Страшная трагедия произошла в городе Умань, где погромщики перебили много евреев, а за жизнь оставшихся потребовали выкуп у Совета Земель. Получив деньги, они продолжили резню. Последние три тысячи евреев города укрепились в синагоге и вели оттуда отчаянную оборону, но нападавшие разбили дверь пушечным выстрелом.

Три дня (5, 6 и 7 Таммуза) гайдамаки резали еврейское население, не щадя ни женщин, ни стариков, разрывая на части детей. Затем они взялись за поляков, подвергая их той же участи. Жестокость гайдамаков во время этой бойни поставила Уманьскую резню в один ряд с самыми страшными массовыми преступлениями. Всего было убито около двадцати тысяч человек, а трупы были брошены в колодцы или отданы на съедение собакам.

С лозунгом истребления всех евреев «от Нухима до Боруха» и всех поляков, грабя и убивая их, гайдамаки напали на Жаботин, Черкассы, Смелу, Корсунь, Канев. Особенной жестокостью отличалось нападение на Лысянку, где гайдамаки повесили в костёле рядом ксёндза, еврея и собаку с надписью «лях, жид и собака — всё вира однака». Нападению подверглись также Тетиев, Умань, Тульчин, Павлович, Рашков, Липовцы, Погребищи, деревня Медничка и другие.Только после того как императрица Екатерина увидела, что бандиты начали угрожать ее исконным землям, она приказала остановить погромщиков.

XIX век. Россия [↑]

Первые два известных погрома евреев в Российской империи произошли в Одессе. Поводом к первому, в 1821 году (н.э.), послужили слухи о причастности евреев к убийству в Стамбуле греческого православного патриарха Григория. Следующий последовал в 1859 году, а 1862-м греки уже громили Аккерман (ныне Белгород-Днестровский, Украина).

И снова Одесса, 1871 год: погром, учиненный греческими купцами в ответ на то, что евреи отняли у них контроль над большинством банков и внешнеторговых операций. Разгромлены сотни еврейских шинков и лавок.

С момента вступления во власть Александра III в 1881 году, на волне нестабильной политической ситуации, погромы возобновились. Изгнания, депортации, аресты и избиения стали повседневным уделом евреев, не только низшего, но даже среднего класса и интеллигенции.

Кишиневский погром 1903 года [↑]

В Песах 1903 года в Кишиневе (тогда Бессарабия), после очередного кровавого навета в близлежащих Дубоссарах и подстрекательских антисемитских статей в газете «Бессарабец», толпа черни устроила страшный погром.

В течение четырех дней погромщики убили сорок пять евреев, свыше шестисот серьезно ранили, больше тринадцати сотен домов разрушили.

Массовые насилия, избиения, пытки и издевательства над еврейской общиной продолжались все эти дни, а власти только разжигали толпу.

Погромы в России XX века [↑]

После опубликования царского манифеста 17 октября 1905 года во многих городах черты оседлости прошли мощные антиправительственные манифестации, в которых приняло активное участие еврейское население. Ответной реакцией лояльной правительству части общества стали выступления против революционеров, которые закончились, как всегда, еврейскими погромами.

В ноябре 1905 года издатель консервативной крестьянской газеты Дмитрий Пикно, вместе со многими другими деятелями, которые поддерживали старый порядок, быстро нашел, на кого свалить вину за революцию и капитуляцию царя, провозгласив популярный лозунг: «Бей жидов, спасай Россию!» Он создал реакционную антисемитскую организацию «Черные сотни» из преступников и всякого сброда, на политическом языке называемую «Союз русского народа». Они обрушили упреки на премьер-министра царя С. Витте, обвиняя его в пособничестве евреям, и сумели даже убедить царя в этом абсурде. За политические поражения правые стали кровью мстить беззащитным и невинным евреям.

Много евреев погибло в волне погромов на юге России в ноябре 1905 года при попустительстве царского правительства. Четыре дня с невиданными зверствами длился погром в Одессе. В Ростове-на-Дону, Екатеринославе, Минске, Симферополе и Орше и еще в сотне населенных пунктов года произошло за один месяц до 690 погромов!

Наиболее массовые погромы в российской истории происходили во время Гражданской войны. Погромы в этот период совершались украинскими националистами, формированиями «зелёных», белогвардейцами и частями Красной армии. По разным данным за этот период произошло от 887 до более 1500 погромов. От 150 до 200 тысяч евреев погибли.

Погромы в Палестине в 1921 году [↑]

1 мая 1921 года (н.э.) члены Еврейской коммунистической партии в честь праздника солидарности трудящихся Первого Мая вышли на несанкционированную демонстрацию.Путь от Яффы до соседнего Тель-Авива пролегал через смешанный еврейско-арабский район в окрестностях Маншия.

Другая группа демонстрантов, организованная в Тель-Авиве сионистским социалистическим движением «Ахдут ха-Авода», имела официальное разрешение на проведение демонстрации. Когда эти две процессии встретились, началась кулачная драка. Полиция попыталась остановить драку. В неё вмешались арабы — мусульмане и христиане — и выступили против евреев. Общее волнение быстро росло и распространилось на южную часть города. Арабы из Яффы, обрадовавшись поводу напасть на евреев, пошли в наступление. Арабские мужчины, вооруженные ножами, мечами, а некоторые и пистолетами, врывались в еврейские дома и убивали их жителей, в то время как арабские женщины шли следом и грабили. Они нападали на еврейских пешеходов и разрушали еврейские предприятия и магазины. Они избивали и убивали евреев в их домах, не жалели детей, в некоторых случаях взламывали черепа жертв.

Когда погромщики напали на иммигрантское общежитие, принадлежащее сионистской комиссии, прибывшая полиция не стала стрелять и разгонять толпу, а, напротив, устремилась к зданию. Один из иммигрантов был застрелен полицейским с близкого расстояния во внутреннем дворе, другие были заколоты и избиты палками. Пять женщин бежали от полицейского, стрелявшего из пистолета; три смогли убежать. Полицейский загнал двух женщин в угол и попытался изнасиловать, но они, несмотря на стрельбу, сумели убежать. Четырнадцатилетняя девочка и несколько мужчин с трудом покинули здание, но они были настигнуты и избиты до смерти железными прутьями и деревянными досками.

Насилие достигло района Абу-Кабир. Толпа разрывала стеганые одеяла и подушки жертв, ломала и крушила все на своем пути. Некоторые арабы защищали евреев и предлагали им убежище в своих домах; многие свидетели узнавали в нападавших и убийцах своих соседей. Впоследствии все вспоминали, что в разбое участвовали арабские полицейские.

Волнения продолжились, и в течение нескольких дней распространились на соседние города Реховот, Кфар-Сабу, Петах-Тикву и Хадеру. Британское руководство, решив остановить насилие, выслало самолёт, который сбрасывал бомбы «чтобы защитить еврейские поселения от арабских налётчиков».

Погромы в Палестине в 1929 году [↑]

После установления в 1922-м году британского мандата в Палестине, резко выросло число еврейских жителей страны и количество молящихся у Котеля в Иерусалиме.

После того, как в сентябре 1928 года во время праздника Йом Кипур у Котеля евреи установили стулья для удобства молящихся, а также загородки между мужским и женским отделением, Муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни начал распространение информации среди арабов Палестины и всего арабского мира о том, что евреи собираются захватить мечеть Аль-Акса.

Еврейские молящиеся у Котеля стали подвергаться избиениям и забрасыванию камнями.

Движение «Бейтар» организовало у Котеля демонстрацию. А 16 августа арабские лидеры Высшего мусульманского совета организовали контрдемонстрацию в мечети Аль-Акса. После проповеди об угрозе исламским святыням, арабские демонстранты вышли к Котелю и там начали избивать евреев, жечь свитки Торы и молитвенники. Вечером того же дня в городе был убит еврейский подросток.

В последующие дни погромы распространились и на другие города. 24 августа 1929 года волна докатилась до Хеврона. Нашлось несколько арабских семей, которые спасали евреев. Большинство же арабов были рады разделаться с надоевшими соседями. В результате Хевронского погрома 67 евреев, проживавших в Хевроне, были убиты, а остальные изгнаны или бежали из города.

Известный ученый-физик, выходец из Новосибирска, Бенцион Тавгерописывает уведенное им в 1974-м году: «Чуть-чуть к западу от Меарат га-Махпела до 1929 года, как и в Старом городе Иерусалима, находился Еврейский квартал. Этот квартал существовал пять веков. При погроме много евреев было убито, добро их разграблено, а те немногие, кто уцелел, — выселены. Когда пришел к власти король Хусейн, он разрушил квартал до основания. Теперь здесь раскинулся арабский рынок. Кругом грязь, вонь, невообразимый шум. А на самом святом месте, где находилась синагога “Авраам-авину”, построили общественную уборную… В больнице “Хадасса” в Хевроне в 1929 году был самый зверский погром… Все окна выбиты, на полу осколки стекла. Здесь была убита семья фармацевта Гершона Бен-Циона. Зверские пытки, которым их подвергли, описать невозможно. И, в конце концов, всех зарубили топорами. Это так “отплатили” арабы людям, которые их лечили, спасали от эпидемий и болезней. Можно ли себе такое представить?»

В ходе погромов в августе 1929 года погибли 135 евреев и еще около трехсот были ранены. В Тель-Авиве и Хайфе еврейские вооруженные формирования сумели отразить натиск арабских погромщиков, а погром в Цфате сдержать не удалось.

Хрустальная ночь [↑]

«Хрустальная ночь» — так называют волну антиеврейских погромов, прошедших в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года и охвативших всю Германию, аннексированную Австрию и Судетскую область Чехословакии, незадолго до этого оккупированную германскими войсками. Спровоцированная главным образом руководителями нацистской партии, членами СА («Отрядов нападения», обычно известных как «штурмовые отряды») и гитлеровской молодежной организацией, «Хрустальная ночь» получила свое название от осколков стекла, покрывших улицы Германии и положивших начало погрому. Это были осколки разбитых окон синагог, домов, магазинов и частных учреждений, принадлежавших евреям, разворованных и разрушенных во время этого насилия.

Впоследствии германские руководители объявили, что «Хрустальная ночь» была спонтанным взрывом общественности в ответ на убийство Эрнста фон Рата, секретаря немецкого посольства в Париже. Гершель Гриншпан, 17-летний еврей из Польши, выстрелил в дипломата 7 ноября 1938 года. Министр пропаганды Йозеф Геббельс, главный зачинщик погрома, объявил, что «мировое еврейство» устраивает заговор с целью совершения покушения, а также намекнул, что до какой бы степени не дошли антиеврейские выступления, им не будут препятствовать.

Слова Геббельса были восприняты как команда начать погром. В полицейские управления и участки были высланы срочные телеграммы, содержащие распоряжения по поводу предстоящего бунта. Отделения СА и гитлерюгента по всей аннексированной Германией территории получили приказ разрушать еврейские дома и частные предприятия. Члены многих подразделений переодевались в гражданскую одежду, чтобы поддержать измышления, будто бы беспорядки являлись «реакцией возмущенной общественности».

Во многих районах еврейские кладбища стали особым объектом надругательства. Серьезным разрушениям подверглись Берлин и Вена — города, где проживали две наиболее многочисленные еврейские общины Германии. Толпы солдат СА слонялись по улицам, нападая на еврейские дома и подвергая евреев публичному унижению. Хотя убийство не упоминалось в приказах, в ночь с 9 на 10 ноября по меньшей мере 91 еврей был убит.

По мере распространения погрома, отделения СС и гестапо (тайной государственной полиции) арестовали до 30 000 еврейских мужчин и впоследствии отправили их в Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен и другие концентрационные лагеря.

Определенно, «Хрустальная ночь» была первым шагом к массовому заключению евреев в тюрьмы, основанием для которого была лишь их расовая принадлежность. С нее началась Катастрофа европейского еврейства.

Послевоенные еврейские погромы [↑]

Победа над фашизмом не означала победы над антисемитами. Начиная с 1944 года, когда евреи начали возвращаться в свои родные места из концлагерей, поляки, которые надеялись с ними никогда больше не встретиться, обрушивали на них свою ненависть, убивая и грабя своих бывших соседей.

Самый крупный в Польше послевоенный еврейский погром произошёл 4 июля 1946 года в Кельце. В ходе него, по официальным данным, было убито около 40 евреев и ранено около 50.

Погромы в арабских странах [↑]

Начиная с XVIII-го века в различных мусульманских странах, где проживали евреи, происходили погромы. Марокко, Египет, Турция, Алжир, Ливия, Тунис, Сирия, Йемен — список длинен.

Особенно жестокий погром, известный под названием «фархуд» («экспроприация»), произошел в июне 1941 года в Ираке. Он продолжался несколько дней и сопровождался массовыми убийствами, изнасилованиями и грабежами. 170 человек было убито, несколько сотен ранено.

Новая серия погромов прокатилась в 1945 году в Каире, в Триполи в других городах.

Признание Израиля в 1947 г. спровоцировало новую волну погромов. Результатом стал массовый исход евреев из исламских стран, приведший к полному исчезновению еврейских общин в некоторых странах Северной Африки и Ближнего Востока.

Евреи всегда выделялись своей судьбой и своей миссией. Печальная история еврейских погромов подтверждает тот факт, что в тех городах и странах, где возникает еврейская диаспора, рано или поздно возникают и гонения на евреев.

Выводить материалы

История еврейского народа 68. Эпидемии в Европе: черная смерть

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.

Ам Исраэль хай 45. Черта оседлости 1820-1880. Царь Александр II

Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»

Общество осталось недовольным реформами Александра. Либералы стали радикализироваться, что только ухудшило общую картину.

Хахам Цви

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Рассказывают, что во время казацкого восстания его отец, р. Яаков Ашкенази-Зак из Вильно, был захвачен в плен. Два еврея, которым удалось укрыться и спастись, видели, что он был убит во время расправы над пленными. Они сообщили об этом его молодой вдове, и раввинский суд, выслушав их свидетельства, разрешил ей создать новую семью. Спустя несколько лет она согласилась на помолвку, однако в ночь перед свадьбой, вызвав всеобщее потрясение, возвратился домой р. Яаков...

Еврейская история 17. Агриппа I. Александрийский погром

Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»

История еврейского народа 94. Польские евреи до событий 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Название страны, «Полин», евреи поняли как сочетание двух еврейских слов — по — «здесь» и лин - «переночуй»,

Ам Исраэль хай 46. Черта оседлости 1820-1880. Царь Александр III

Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»

Агрессивная ассимиляция начала приносить свои плоды. Всё больше и больше евреев пренебрегали традициями и высказывали сомнение в отношении заповеданного народу Израиля пути.

Погром в синагоге. Хеврон

Неизвестный автор

Результат погрома в синагоге во время беспорядков в Хевроне. На полу — большой свиток одной из святых книг.

Еврейская история 34. Когда «святые» творят погромы (От Аркадия до Феодосия II 395-450 гг.)

Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»