Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ешива, Рав Александр Кац, Ешива Слободка
Раби Ицхак-Яаков бар Шмуэль-Лейб Рабинович (р. Ицеле Поневежер; 5614—5679 /1854—1919/ гг.) — выдающийся законоучитель и преподаватель Талмуда.
Родился в местечке Шершеве, недалеко от г. Гродно.
В юности учился у р. Йерухама-Йеуды-Лейба Перельмана (Гадоля из Минска; см.) и воспитывался в его доме — сначала в Сельцах, а затем в Пружанах.
В двадцатилетнем возрасте поселился в Бриске (Бресте) и в течение двух лет занимался под руководством раввина этого города — р. Йосефа-Дова Соловейчика (Бейт алеви; см.).
В 5649 /1889/ году, в возрасте тридцати пяти лет, стал ведущим преподавателем ешивы в Слободке, основанной р. Натаном-Цви Финкелем (Сабой из Слободки; см.).
Благодаря высочайшему уровню его уроков ешива привлекла множество новых студентов и стала одним из мировых центров изучения Торы (Р. Дов Кац, Тнуат амусар 3,с.28).
В 5655 /1895/ году р. Ицхак возглавил крупную общину г. Поневежа (Паневежиса) — в среде знатоков Торы его стали называть «раби Ицеле Поневежер».
В эти годы он приобрел статус одного из самых авторитетных законоучителей своего поколения — из многих общин диаспоры к нему обращались за решением спорных вопросов.
В 5669 /1909/ году р. Ицеле основал в Поневеже высшую школу для изучения Талмуда, названную Кибуц (Товарищество).
В свой Кибуц он пригласил двадцать наиболее одаренных молодых людей, половина из которых уже были женаты. Это новое учебное заведение быстро стало одним из самых престижных и знаменитых в литовском крае (Энциклопедия левейт Исраэль т.15).
С началом первой мировой войны, когда бои приблизились к Поневежу, р. Ицеле был вынужден эвакуироваться на восток, подальше от линии фронта.
Когда он вернулся в Поневеж, новые большевистские власти запретили ему воссоздать Кибуц — начались репрессии, направленные на искоренение еврейской общинной жизни.
Р. Ицхак-Яаков Рабинович, р. Ицеле Поневежер, умер в Поневеже двадцатого адара 5679 /1919/ года.
В 5709 /1949/ году его ученики издали книгу Зехер Ицхак (Память об Ицхаке), в которую были включены его аналитические заметки к Талмуду и алахические респонсы.
На основе его уроков по талмудическим трактатам Кидушин и Бава меция, законспектированных учениками в Слободке, была составлена книга Хидушей Агриир (Открытия гаона р. Ицхака-Яакова Рабиновича).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»