Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Каббала, Исправление качеств, Рав Александр Кац, Мусар, Самосовершенствование
Раби Александр Зискинд (Йесод вешореш аавода; умер в 5554 /1794/ г.) — выдающийся праведник и кабалист.
Жил в г. Гродно. Целиком погруженный в изучение Торы и молитвы, он на протяжении многих лет практически не покидал своего дома.
Упорным трудом он отшлифовывал и совершенствовал свой характер, приобретая власть над влечениями и страстями. Среди разнообразных методов его духовной работы был и такой: после постов он утолял голод мелкими рыбешками с многочисленными косточками и хрящами — из-за этого он был принужден есть очень медленно, не набрасываясь на пищу (Сарей амеа 6:2).
Р. Александр Зискинд написал книгу Йесод вешореш аавода (Основа и корень служения), ставшую своеобразным кодексом нравственного поведения и руководством к совершенному выполнению заповедей. Он особенно подчеркивал значение трех фундаментальных основ, на которых строится служение Творцу: кавана — душевный настрой и концентрация на выполняемой заповеди, симха — радость, испытываемая от возможности выполнять заповедь, и итлаавут — воодушевление и духовное пробуждение, вызываемое ее выполнением.
В виде приложения к книге р. Александр Зискинд поместил подробнейший комментарий на те разделы книги пророка Йехезкеля (гл. 40-44), в которых говорится о возведении Иерусалимского Храма в «конце времен». Р. Александр Зискинд пояснил: существует мнение мудрецов, согласно которому, «возведение Храма предшествует воцарению потомка Давида (т.е. Машиаха)» — и когда наступит момент, подходящий для строительства Храма, мы должны будем точно и во всех подробностях знать, как именно следует его возводить (Сарей амеа, там же).
Книга Йесод вешореш аавода впервые вышла в свет в 5542 /1782/ году.
В последующие годы книга выдержала множество изданий и вошла в ряд классических произведений мусара (еврейской этики).
Один из выдающихся лидеров хасидизма р. Нахман из Бреслава говорил, что р. Александр Зискинд «был хасидом еще до возникновения хасидизма».
Он покинул этот мир восемнадцатого адара 5554 /1794/ года (во второй адар високосного года). На могильном камне он завещал выгравировать: «Александр Зискинд, сын Моше, рожденный Ривкой, — служитель Б-га».
В своем завещании он щедро передал детям основные ценности, накопленные им за долгую жизнь. Он заповедал: «Примите над собой власть нашего Творца и Создателя — и каждую свободную минуту трудитесь над познанием Его святой Торы… И если вам, не дай Б-г, придется погибнуть, отдав жизнь за свое еврейство, пожертвуйте своей жизнью ради Него с великой, безмерной, радостью». И в самом конце завещания он прибавил: «И пусть неизменным будет ваше стремление к Земле Израиля — и по пути, по которому человек стремится идти, его поведут с Небес».
Его потомки взяли себе фамильное прозвище Бараз — аббревиатура слов «Бней раби Александр Зискинд» (Сыновья р. Александра Зискинда).
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Передача Устной Торы от Гилеля до раби Йегуды Анаси.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Структура Мишны и цепочка передачи Торы от Синая до раби Йегуды Анаси.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Реувен Пятигорский о рабби Шимоне бар Йохай
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография прославленного чудотворца и праведника.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Первая попытка записи Устной Торы.
Рав Цви Вассерман
Из лекции, прочитанной на подпольном семинаре по иудаизму в Ленинграде.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Составление мишны, барайты и мидрашей
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
«...в поколении р. Меира не было подобного ему в мудрости»