Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Первенец Зилпы, служанки Леи, стал основателем одного из колен Израилевых. Поселились ли потомки Гада в Эфиопии?

Гад бен Яаков (גד; 2197—2322 гг. /1563—1438 гг. до н.э./) — седьмой сын праотца Яакова (см.); один из родоначальников народа Израиля.

Родился в Харане 10 хешвана 2197 года. Первенец Зилпы, служанки Леи, которая дала ее в жены Яакову (Берешит 30:9—10; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар). Он родился обрезанным (Раши, Берешит 30:11). При его рождении Лея воскликнула: «Вот добрый знак (гад)!» — и ребенка назвали Гад (Берешит 30:11, Таргум Йонатан).

Изучал законы Б-га под руководством отца (Шмот раба 1:1).

Женился на Уцит из Харана, младшей сестре жены Нафтали (см), Меримат (Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот). У Гада и Уцит родилось семь сыновей: Цифьён, Хаги, Шуни, Эцбон, Эри, Ароди и Аръэли (Берешит 46:16).

Участвовал во всех походах, сражениях и других испытаниях, выпавших на долю всех сыновей Яакова.

В 2255 году /1505 г. до н.э./ году, благословляя сыновей перед смертью, Яаков сказал: «Гад отрядит отряды…» (там же 49:19), намекая на то, что потомки Гада станут отважными воинами, которые будут идти впереди всех сыновей Израиля при завоевании святой земли (Ункелус).

Гад бен Яаков умер в Египте в 2322 году /1438 г. до н.э./ — ему было 125 лет (Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер олам зута 4:16; Седер адорот акацар). Впоследствии его останки были перенесены из Египта и преданы земле на восточном берегу реки Йордан, в месте, называемом Ромия, рядом с могилой старшего из братьев — Реувена (см.) (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).

Потомки Гада составили одно из двенадцати колен народа Израиля. На второй год после исхода из Египта это колено насчитывало сорок пять тысяч шестьсот пятьдесят мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 2:14—15), а перед вступлением в землю Израиля в нем было сорок тысяч пятьсот мужчин (там же 26:50). Колено Гада входило в стан Реувена, располагавшийся к югу от Шатра Откровения (там же 2:14). Знамя колена Гада черно-белого цвета, и на нем изображен отряд воинов (Бемидбар раба 2:7).

Перед завоеванием святой земли потомки Гада и Реувена, владеющие многочисленными стадами, попросили у Моше надел на восточном берегу Йордана, где были обильные пастбища. Они получили этот надел на условии, что помогут остальным коленам завоевать страну (там же 32:1—38). Выполняя договоренность, воины из колен Гада и Реувена первыми перешли Йордан и стали в этой войне передовым отрядом сынов Израиля (Йеошуа 4:12—13).

Рубежи обширного надела, полученного коленом Гада на восточном берегу Иордана, обозначены в книге Йеошуа (13:24—28).

В 3195 году (565 г. до н.э.) колено Гада было изгнано ассирийцами вместе с коленом Реувена и половиной колена Менаше, которые тоже жили на восточном берегу Иордана (I Диврей аямим 5:26; Седер адорот акацар). В период Второго Храма потомки Гада уже не возвратились в Святую Землю (Радак, I Диврей аямим 5:26).

Через полтора тысячелетия после изгнания, в 4640 году /ок. 880 г. н.э./, еврейский путешественник из Восточной Африки Эльдад аДани, сообщил, что часть изгнанников из колена Гада поселилась в стране Куш (Эфиопии), где вошли в состав еврейского государства, основанного коленом Дана (Сефер Эльдад аДани; Хипус асерет ашватим). А еще три века спустя другой знаменитый еврейский путешественник Биньямин из Туделы обнаружил в Персии, в провинции Хавор (Хайбара) потомков Гада, Реувена и Менаше (Сефер амасаот; см. «Три еврейских путешественника. Вениамин Тудельский, Петахий Регенсбургский, Эльдад аДани», СПб, 1881). И наконец, в 5294 /1534/ году в Европе появился посланец из далекой восточной страны Хавор (Хайбара), которого называли раби Давид Реувени: по его утверждению, он являлся братом царя и верховным военачальником еврейского государства, которое населяли потомки Гада, Реувена и Менаше (Седер адорот).

Границы надела, который получит колено Гада после возвращения на Святую Землю в дни Машиаха, обозначены в книге пророка Йехезкеля (48:27—28, Раши).

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе «Кдошим» говорится, что каждый еврей обязан быть святым. При словах «святой человек» большинство из нас готовы сразу же представить себе мудрого всеведущего старца, непременно с длинной седой бородой, великого знатока Торы и кабалы, который все свое время проводит в молитве и изучении святых книг. Но дело обстоит совсем не так Читать дальше

Недельная глава Кдошим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим

Избранные комментарии к недельной главе Кдошим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности

Совпадение или чудо?

Рав Арье Кацин

Рав Шимон Шкоп и его правнук

На тему недельной главы, Ахарей мот—Кдошим 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.