Из цикла «Хроника поколений», темы: Йосеф, Александр Кац, Двенадцать колен Израиля, Менаше
Менаше бен Иосиф (מנשה) — старший сын праведника Иосифа и внук праотца Яакова, один из родоначальников колен Израильских, предок колена Менаше.
Менаше родился в 2231 г. (1529г. до н.э.) в Египте.
В ту пору его отец Иосиф был верховным визирем Египта. Мать Менаше — Аснат, приемная дочь в семье жреца главного храма в столице фараона, городе Он (Берешит 41:45, 41:50). Но настоящей матерью Аснат (и соответственно, бабушкой Менаше) была Дина, дочь праотца Яакова (Пиркей дераби Элиэзер 38).
Иосиф, который в юности попал в Египет рабом, а затем поднялся к вершинам власти, назвал своего первенца именем «Менаше», образованным от слова линшот («забывать»), — в благодарность за то, что Всевышний «дал ему забыть все мучения» (Берешит 41:51, Сфорно).
В 2233 году (1527 г. до н.э.) у Менаше родился младший брат, получивший имя Эфраим (Берешит 41:50-52).
Иосиф обучал сыновей законам Б-га, которые узнал от Яакова, а также различным наукам и государственной мудрости (Сефер аяшар, Микец).
В 2238 году (1522 г. до н.э.) в Египет переселилась вся семья Яакова, которая обосновалась на севере страны, в земле Гошен, называемой также Рамсес (Берешит 46:6, 47:11).
Менаше и Эфраим в течение длительного времени жили рядом с дедом Яаковом, изучая у него законы и предания, полученные по цепи традиции от праотцев — Авраама и Ицхака (Седер адорот). А как только Менаше подрос, он стал помогать отцу в управлении государством (Псикта рабати 3:93).
Еще при жизни Яакова у Менаше родились два сына — первенец Махир и второй сын Яир (Бемидбар 32:40-41; Бава батра 121б).
В 2255 году (1505 г. до н.э.) Яаков, предчувствуя приближение смерти, благословил своих внуков Менаше и Эфраима, а также сказал Йосефу: «Двое твоих сыновей, родившихся у тебя в земле Египта до моего прихода к тебе в Египет, — они мои: Эфраим и Менаше, как Реувен и Шимон, будут моими» (Берешит 48:5).
Таким образом, Яаков приравнял их в качестве наследников к своим сыновьям — и по возвращении сынов Израиля в Святую Землю потомки Менаше и Эфраима должны будут получить такие же наделы, как и сыновья Яакова (Рамбан, Берешит 48:5-6).
А когда после смерти Яакова погребальная процессия отправилась в страну Кнаан, чтобы, согласно завещанию, похоронить его в пещере Махпела у Хеврона, золотой саркофаг несли вместе с его сыновьями и два внука — Менаше и Эфраим. Они заменили своего отца Иосефа, который был освобожден от переноса саркофага из почтения к его сану верховного визиря страны (Берешит раба 100:2;Бемидбар раба 2:8).
Продолжительность жизни и год смерти Менаше неизвестны.
Потомки Менаше составили одно из двенадцати колен народа Израиля. При выходе из Египта в нем насчитывалось тридцать две тысячи двести мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:34-35), а перед вступлением в землю Израиля — пятьдесят две тысячи семьсот (там же 26:34).
На стоянках в пустыне колено Менаше располагалось к западу от Шатра Откровения (там же 2:18-21). Знамя этого колена было цвета черного оникса, а на нем — изображение столицы Египта (в память о том, что Менаше там родился), а также изображение буйвола, ведь Моше-рабейну в своем последнем благословении сказал об этом колене (Дварим 33:17): «Рога буйвола — рога его, ими он будет бодать все народы до края земли…» (Бемидбар раба 2:7; р. Бхайе на Бемидбар 2:2).
Половина колена Менаше получила надел на восточном берегу реки Иордан — севернее колен Гада и Реувена (Бемидбар 32:39-41; Дварим 3:13-15; Йеошуа 13:29-32), а остальные расселились на западном берегу — в самой стране Кнаан (Йеошуа 17:7-13).
Из колена Менаше вышел судья Гидон бен Йоаш, освободивший народ Израиля от власти Мидьяна (Шофтим 6:11-16).
В 3195 году (565 г. до н.э.) половина колена Менаше, поселившаяся на восточном берегу Иордана, была изгнана ассирийцами вместе с коленами Реувена и Гада (I Диврей аямим 5:23-26). А через десять лет в изгнание отправились и остальные потомки Менаше (II Мелахим 2, 17:6).
Через полтора тысячелетия спустя после изгнания десяти северных колен еврейский путешественник из Восточной Африки Эльдад Адани во время своих странствий обнаружил потомков Менаше и Эфраима, живущих в горах, недалеко от арабского города Мекка: они были отважными воинами, совершавшими конные набеги в долину. А другая, еще более многочисленная, часть колена Менаше жила вместе с потомками Шимона в стране Кейдар, в шести месяцах пути от Иерусалима, и магометане платили им дань (Сефер Эльдад Адани).
В последние десятилетия израильский исследователь р. Элияу Авихаиль обнаружил в восточной Индии (штаты Мизорам и Манипур) и на западе Бирмы (г. Тиддим) племенную группу шинлунг — численностью ок. 1,2 миллиона человек — члены которой причисляют себя к колену Менаше, поскольку это имя часто упоминается в их преданиях. Из сохранившихся у них древних обычаев некоторые напоминают еврейские: ношение накидки, похожей на талит, семидневное поминовение покойника и т.д. Считается, что племя пришло в эти места из китайской провинции Сычуань. Интересно, что бирманское слово «шинлунг» означает «Десять племён» (отсылка к Десяти потерянным коленам Израиля, в числе которых и колено Менаше). Около ста лет оно было обращено в христианство, но в последние тридцать лет его члены стали возвращаться к иудаизму, соблюдать еврейские праздники и отдавать детей в еврейские школы, а несколько сотен человек даже прошли гиюр и переселились в Израиль (Э. Авихаиль, Шивтей Исраэль). За ними закрепилось название «бней Менаше» — буквально «сыны Менаше».
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Редакция Толдот
Ицхак Уманский
После синагоги я сидел дома перед куском свинины в тарелке, и не мог ее есть. В этот вечер я проиграл. Страх перед родителями заставил меня съесть бифштекс. До сих пор у меня во рту стоит его мучительный вкус...
Редакция Толдот
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...