Темы: Реувен, Гад, Земля Израиля, Оцарот, Тора
«Пока не поселятся сыны Израиля» (32:18). В нашей недельной главе сыновья Гада и Реувена просят дать им землю на восточной стороне Иордана, поскольку она хороша для пастбищ, а у них много скота. Моше Рабейну соглашается на их просьбу после того, как они обещают выйти с оружием вперед стана и помочь в захвате страны, «пока не получат сыны Израиля каждый землю свою в наследие». Так они и поступили.
Но наши мудрецы относили к ним высказывание из Мишлей (20:21): «Поспешное наследие в начале — оно и в конце не будет благословлено». Раши объясняет: кто спешит и торопится взять свое в начале, как это сделали сыны Гада и Реувена, поспешившие взять свою часть земли за Иорданом, у тех и в конце не будет благословения. Ведь они были изгнаны на несколько лет раньше остальных родов Израиля. На девять лет их изгнание совершилось раньше, чем у их братьев из десяти родов, как говорится в «Седер Олам Раба» (гл. 22).
Кто задумается над этим высказыванием, тот остановится с трепетом: еврей старается получить какую-то быструю прибыль, и в этом нет ничего запрещенного, но через тридцать поколений какое-то бедствие придет на несколько лет раньше, и это уже достаточная причина, чтобы не делать этого!
Какая же ответственность ложится на нас как на родителей, чтобы дать нашим детям наилучшее воспитание. Тогда наши внуки и потомки не придут с претензиями, и им не придется платить высокую цену за наше поверхностное или поспешное решение.
Был случай с одним евреем, который встретил нашего учителя гаона рава Йеуду Цадку и попросил, чтобы тот благословил его ради успеха в делах. Рав поинтересовался, как обстоят дела у него в семье, и выяснилось, что его дети учатся в «общей школе». Рав улыбнулся в своей доброй манере и сказал: «Ошибаешься, брат. Это наше образование “общее” — оно включает наследие многих поколений, Тору и молитву, почтение к родителям и различные добродетели. Включает оно и Писание, и Мишну, и законы, и сказания. А то образование является “частным” — оно отделяет себя от наследия поколений и обращается к тщетному и суетному». И сразу же рав стал увещевать его с любовью: как же может человек так безответственно отдать своих детей непонятно куда?
Его собеседник стал оправдываться и утверждать, что образование там хорошее и грамотное, с программой на десять классов…
Но рав спросил его: «Скажи мне, если б тебе предложили прекрасную школу с одним маленьким недостатком — там проклинают имя твоего отца, ты послал бы туда своих детей?»
Тот человек содрогнулся и воскликнул: «Конечно, нет! Ни в коем случае!»
А рав продолжил: «А если там учат пренебрегать нашим Отцом небесным, милосердным Господом?»
Тот пришел в смущение и не знал, что ответить. Он сказал только, что религиозная школа расположена в плохом здании, где летом жарко, а зимой холодно, а в светской школе есть замечательные условия и просторные помещения.
Но наш учитель снова улыбнулся: «Этот аргумент не был принят еще три тысячи триста лет назад. Сыны Гада и Реувена просили: “Загоны для скота построим и города для детей наших”. А Моше Рабейну поправил их и изменил порядок: “Стройте себе города для детей и загоны для скота”. Они сделали упор на скот — на материальное и на денежную прибыль, а дети и воспитание оказались на втором месте. Но Моше сказал им, что прежде всего думать надо о детях и об их воспитании!»
Тот человек послушался рава Цадку, и на сегодняшний день все его дети создали свои семьи, пронизанные духом еврейства и верные наследию предков (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина